Галина БАЙМАХАНОВА: «Налоги должны позволять работать эффективно и стимулировать развитие отрасли»
Чтобы привлечь инвестиции в геологоразведку, необходимо как можно скорее внедрить концептуально иные принципы и правовые нормы в сфере геологического изучения недр и недропользования
В настоящее время у частных компаний нет стимула для инвестиций в геологоразведку. Свои надежды специалисты в первую очередь возлагают на разрабатываемую в настоящее время новую редакцию Налогового кодекса РК, в которую для недропользователей следует заложить справедливую систему специальных налогов и платежей. Они должны вытекать из отраслевого законодательства и стимулировать как развитие геологоразведки, так и пополнение государственного бюджета. О том, как не навредить инвесторам и какие моменты необходимо учесть, работая над поправками в Налоговый кодекс, в интервью президента ОЮЛ «Ассоциация производственных геологических организаций Республики Казахстан», депутата Мажилиса Парламента РК Галины БАЙМАХАНОВОЙ:
– Галина Александровна, Глава государства поставил перед Правительством задачу по дальнейшей индустриализации страны путем привлечения инвестиций, в том числе и в такую важную для отечественной экономики отрасль, какой является геологоразведка, призванная обеспечить опережающий прирост сырьевой базы предприятий горно-металлургического комплекса. Какие же проблемы препятствуют в настоящее время развитию отечественной геологоразведки?
– Геологоразведка всегда была весьма рискованным делом, а сегодня становится еще и все более затратной. Но это единственный путь приращения минерально-сырьевой базы страны и наша задача сделать его привлекательным для инвесторов. Проблему можно решить, вводя существенные преференции в национальное законодательство на этапе геологического изучения недр.
Планом нации предусмотрены совершенствование механизмов взимания косвенных налогов, оптимизация налоговых режимов. И это в новых экономических условиях надо делать как никогда профессионально, грамотно.
Однако налоговые органы вместо разумного расширения налогооблагаемой базы путем творческого подхода и работы с отраслевиками, стараются максимально пользоваться своей фискальной функцией, часто абсолютно не понимая сути конкретного налога, чем буквально душат стратегическую отрасль республики. Следует откровенно признать, что пока не изменится система налогообложения в недропользовании, и особенно при проведении геологоразведочных работ, рассчитывать на приток инвестиций в эту сферу не приходится.
Как известно, процесс недропользования складывается из геологического изучения недр и последующей добычи полезных ископаемых. Чаще всего эти работы оплачивают инвесторы. На изучение стратегически важных для страны объектов государство может выделять средства из бюджета. Статистика утверждает, что инвестору нужно вложить деньги в разведку минимум ста объектов, и только одна из поисково-разведочных работ завершится положительным результатом – открытием месторождения. В этом случае кропотливый труд геологов увенчается отчётом по итогам проведения геологоразведочных работ с подсчетом, экспертизой и утверждением рентабельных запасов.
Во всех случаях геологоразведка – прямые инвестиции и инновации в недра. Возврат затрат – дело долгое и не всегда оправданное. Пока геологи дойдут до конечного результата – получения руды, которую можно продать на рынке, пройдет минимум от семи до 15 лет.
И даже, если уже будет заключен контракт на рудную добычу, потребуется еще несколько лет для обустройства месторождения, проведения коммуникаций, строительства комбината, чтобы, наконец, приступить к частичному извлечению найденных запасов. Продукция – руда – пойдет только после строительства добычного производства, а это уже другой многомиллиардный инвестиционный и, как правило, инновационный проект.
Допустим, нашлись «любители острых ощущений», они начинают работать, вкладывая свои свободные средства в недра и надеясь на будущие дивиденды. Однако, заключив контракт на разведку, они получают не только обязательства по финансированию геологоразведочных работ по проекту, их рисков, но и в придачу – пакет специальных платежей и налогов недропользователей: 12% НДС, 1% на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, плюс 1% на обучение кадров, а также индивидуальные обязательства на развитие инфраструктуры.
Более того, как только самые настойчивые инвесторы, успешно пройдя марафонскую дистанцию по разведке и открыв месторождение, намереваются начать его освоение, им дополнительно выставляют счет на уплату бонуса коммерческого обнаружения (ст. 317-318 НК РК). Обычно это колоссальные суммы. Некоторым предприятиям становится не под силу нести подобную финансовую нагрузку, и они вынуждены прерывать контрактные условия.
– По сути, вместо премии за открытие месторождения инвестор должен заплатить штраф?
– Да, причем, чем крупнее и перспективнее месторождение, а значит, и выше инвестиционные вложения, тем больше сумма начисляемых выплат. Как только компания заявила, что на месторождении найдены какие-либо запасы, налоговики предъявляют претензии по уплате бонуса коммерческого обнаружения. И неважно, что у инвестора еще нет заключения о категориях запасов, об экономической оценке и целесообразности разработки месторождения. Не зря бонус коммерческого обнаружения в кругу геологов прозвали наказанием за успех.
В то же время, в отраслевом законодательстве разъясняется, что под коммерческим обнаружением месторождения у нас понимают нахождение «рентабельных запасов полезных ископаемых», то есть, таких, которые, согласно действующей классификации можно отнести к разведанным запасам промышленных категорий А, В и С1.
Подобного бонуса в международной практике не существует, поскольку, на мой взгляд, он не имеет смысла и несправедлив, так как найденные запасы находятся на государственном балансе и являются собственностью государства, а сами полезные ископаемые как лежали, так и остаются лежать в недрах. Более того, непонятно, почему этот самый бонус должны уплачивать недропользователи на стадии разведки, если геологическое изучение недр по сути своей является ограниченным недропользованием с целью получения информации о недрах и дальнейшего формирования инвестиционного проекта в ГМК?
За рубежом практика налогообложения недропользователей исходит из экологических и экономических приоритетов на основе рациональности. Интеллектуальная собственность, а открытие месторождения – это создание перспективного стратегического индустриального объекта на основе инноваций и научного прогноза, там оценивается дорого. У нас же геологическая информация априори, согласно действующему законодательству, принадлежит государству независимо от источника финансирования, а за интеллектуальную работу даже не предусмотрена плата!
– Возникает ли подобная проблема у действующих компаний ГМК при прохождении процедуры подтверждения запасов или их прироста?
– Да, несмотря на то, что нового открытия в этом случае нет, бонус коммерческого обнаружения они платить обязаны! При этом налоговые органы не интересует, попадут ли в ближайшие 10 – 15 лет приращённые запасы в разработку, главное, чтобы бонус был выплачен уже сегодня!
В связи с этим наша ассоциация ставит вопрос об отмене бонуса коммерческого обнаружения.Кроме того, в проекте кодекса «О недрах и недропользовании» мы предлагаем разделить понятия «геологическое изучение недр» и «добыча». Суть в том, что при всестороннем изучении недр пользование ими в обычном понимании или использование рудных ресурсов не происходит. Разделив раз и навсегда эти два процесса, мы четко отделим геологию от горного дела и сможем безболезненно перевести геологическое изучение недр, включая разведку с подсчетом запасов, на другой правовой механизм реализации геологических проектов (лицензирование) и предусмотреть новые принципы финансирования и налогообложения.
– Галина Александровна, как на развитии геологической отрасли сказывается практика взимания НДС с недропользователей?
– Негативно. Геологи не понимают смысла этого налога на добавленную стоимость, особенно в геологоразведке. Представьте, в стране не было месторождения, но в результате геологоразведочных работ оно появилось. Разумеется, на это были затрачены крупные капиталовложения. Расходы геологоразведки к горному производству и дальнейшей переработке соотносятся примерно как 1:10:100. Но ведь инновационное производство будет затем стабильно работать при эффективном менеджменте от 20 до 100 лет (как мраморные карьеры Италии)!
Как же распределить налоговую нагрузку в этой производственной цепочке? На наш взгляд, было бы целесообразным освободить от сборов самую малодоходную, и главное, инвестиционную часть этого процесса. Гораздо больше государство выиграет, получив стабильный режим занятости населения и устойчивый налоговый поток, а развитие перерабатывающих производств на основе новых технологий даст новый импульс развитию в стране науки и качественного образования.
– Создание эффективной системы налогообложения, безусловно, актуальная задача не только для геологической отрасли и минерально-сырьевого комплекса, но и в целом экономики Казахстана. Какие поправки в проект новой редакции Налогового кодекса могли бы решить озвученные Вами проблемы в системе налогообложения недропользователей?
– Ассоциация производственных геологических организаций Казахстана предлагает снять груз всех специальных платежей и налогов с геологоразведочных работ, учитывая, что геологоразведка – наукоемкий инвестиционный проект. Мы прекрасно понимаем, что государство живет налогами. Так, давайте на стадии геологического изучения недр введем один налог в виде лицензионного сбора за ограниченное право недропользования.
Величину платы за лицензию мы предлагаем увязать со сроком ее действия (удержание лицензии более трех лет должно сопровождаться увеличением платежа). Ее также следует рассчитывать, отталкиваясь от вида полезного ископаемого, поскольку, к примеру, лицензии на геологоразведку нефти, газа и общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) не могут оцениваться одинаково. Введение лицензионного сбора при доступности недр для изучения разбудит массовость и позволит воспрянуть духом геологоразведочным компаниям.
Кроме того, недропользователи должны обязательно платить налог на добычу полезного ископаемого (НДПИ) и он должен быть логичным, обоснованным. Но если посмотреть налоговое законодательство, это понятие кочует из одного кодекса в другой, а грамотные обоснования процентных ставок в зависимости от вида минерального сырья отсутствуют.
К примеру, рассмотрим налог на добычу ОПИ. Для начисления этого платежа налоговики в своей работе руководствуются перечнем ОПИ, вошедшим в ст.342 НК РК. Но ведь он не выдерживает никакой критики: содержит существенные недостатки и двусмысленные формулировки коррупционного характера. Во-первых, разделение ОПИ на представленные в перечне три группы неправомерно, так как любой из видов ОПИ может использоваться одновременно в разных сферах, и тогда это деление бессмысленно. Во-вторых, список содержит в одном ранге противоположные понятия, не имеет логики изложения и не соответствует принятой в геологии классификации полезных ископаемых. Так к полезным ископаемым отнесены и товарные продукты: песок природный, т.е. добытый (необогащенный) приравнивается к песку формовочному или строительному (обогащенному), что в корне неверно. И все из-за того, что изначально в Законе РК «О недрах и недропользовании» неточно сформулировано понятие «общераспространенных полезных ископаемых».
В результате сотрудники налоговых служб путают минеральное сырье и первичный продукт, а к нам в ассоциацию постоянно обращаются недропользователи с жалобами на неправомочное налогообложение по ставкам НДПИ.
Поэтому мы считаем, что статьи 340-342 НК РК необходимо срочно пересмотреть. Добывая любой вид общераспространенных полезных ископаемых, компании должны уплачивать единообразный НДПИ в размере двух-четырех процентов от стоимости добытого природного минерального сырья. Как правило, именно в этой части возникают конфликты недропользователей с налоговиками.
Необходимо выработать принципы и гармоничную шкалу налогообложения, учитывающую специфику процессов проведения работ, все виды минерального сырья способны только отраслевики. Поэтому сначала именно в отраслевом законодательстве эти принципы и нормы должны быть четко сформулированы, а затем предложены экономистам и финансистам. Их дело, принимая за основу требования отраслевиков, выработать грамотные механизмы удержания этих платежей и налогов.
Надо всегда помнить, что налоги должны позволять отрасли работать эффективно и стимулировать ее развитие.
Недропользователи должны быть заинтересованы в том, чтобы работать в рамках правового поля, то есть – высокопрофессионально, грамотно и прибыльно, получая качественный продукт. Правильная расстановка налоговых приоритетов – основа порядка.
«Горно-металлургическая промышленность», №11, 2015 Марина Демченко