Одна из острых тем в горнодобывающей отрасли Казахстана – это переработка техногенно-минеральных образований (ТМО). Отходы добывающей, металлургической отрасли за последние 80-90 лет буквально складировались на территориях промышленных объектов. И это не только промышленные сектора, отходы энергетической отрасли присутствуют практически во всех регионах, независимо от экономической направленности.
Хвостохранилища с остатками процесса обогащения, бедная (некондиционная) руда, поднятая на поверхность, шлаки, клинкеры и кеки, образующиеся при металлургическом производстве, а также зола и золошлаки, которые остаются при сжигании твердого топлива в энергетике – они присутствуют почти во всех регионах страны.
ТМО рассматриваются как источник дополнительной прибыли при извлечении полезных составляющих, но и как существующая и потенциальная экологическая угроза для окружающей среды.
Как классифицировать ТМО? Как недра или как отходы? Какое налогообложение последует за этим?
Пришла пора не только поставить вопросы, отве тить на них, но и активно продвигать переработку. 9 апреля в Астане начала обсуждение проблемных вопросов Рабочая группа при Комитете геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности Президиума НПП «Атамекен». Гульнара Кадиржановна Бижанова – заместитель председателя Правления НПП РК «Атамекен» ответила на вопросы редакции.
– Гульнара Кадиржановна, какова общая оценка ситуации с переработкой ТМО в Казахстане на сегодняшний день?
– На сегодняшний день наблюдается динамичный рост объемов формирующихся ТМО, что является следствием увеличения объемов добычи и переработки полезных ископаемых.
В настоящее время в Казахстане накоплено более 60 млрд тонн ТМО. При этом, общий годовой уровень переработки ТМО составляет около 11 % от годового выхода, в то время как, в развитых индустриальных странах уровень использования промышленных отходов достигает 70-80%.
Значительное накопление ТМО, потенциальное содержание в них ценных компонентов, а также негативное воздействие на окружающую среду обуславливают необходимость их переработки и последующей рекультивации/ликвидации. Актуальность переработки ТМО также подтверждается показателями ежегодного роста образования отходов. Если в 2022 году насчитывалось 1686 объектов, то по состоянию на 2023 год государственным кадастром учитывалось 2192 объекта.
Налаживание переработки ТМО играет ключевую роль в повышении экономической эффективности и рационального использования природных ресурсов, а также требует комплексного подхода. Однако, сложности в разделении ТМО на частные и государственные отходы, а также риски двойного налогообложения при переработке, ограничивают возможность вторичного использования ТМО. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши решения способствовали инновациям, улучшению экологической обстановки и экономическому росту.
– Какие существуют барьеры для вовлечения ТМО в процессы переработки и повторного использования?
– Основные препятствия – это, прежде всего, экономические и регуляторные барьеры. Высокая стоимость переработки, нехватка инфраструктуры, а также отсутствие чёткой правовой базы значительно затрудняют процесс. Также недостаточно развита система экономических стимулов для предприятий ГМК, готовых инвестировать в новые технологии.
Переработка техногенных минеральных образований, как правило, значительно сложнее переработки первичных руд: полезные компоненты присутствуют в крайне низких содержаниях, хвосты обогащения и отвалы, уже прошли определенную первичную переработку, большая часть полезного компонента извлечена. Для вовлечения в повторную эксплуатацию ТМО требуется внедрение новых технологий для извлечения
оставшихся металлов, необходима разработка эффективны технологических схем и реагентных режимов переработки хвостов.
В процессе регулирования ТМО возникает несколько ключевых проблем, связанных с их классификацией на частные и государственные, а также с риском двойного налогообложения. Одним из сдерживающих факторов является то, что при повторном размещении ТМО в рамках Экологического кодекса РК предусмотрена плата за эмиссию в окружающую среду.
Полагаем, что требование уплаты эмиссии за повторное размещение ТМО является нецелесообразным. Недропользователи уже вносят экологические платежи за первичное размещение этих образований. Считаем, что при неизменном уровне опасности при переработке и повторном размещении отходов переработки ТМО, экологические платежи за его размещение взыматься не должны. Это увеличивает финансовые издержки для предприятий, и не является стимулом для переработки ТМО.
Для того чтобы законодательно упорядочить вопросы собственности и налогообложения, крайне важно установить юридические рамки и критерии, которые будут регулировать владение и использование отходов. Это позволит не только разграничить ответственность между государством и недропользователями, но и будет способствовать активному вовлечению отходов в процессы переработки. Такие меры не только облегчат правовую
неопределённость, но и стимулируют инвестиции в разработку и внедрение новых технологий, что, в свою очередь, повысит экономическую эффективность использования ТМО.
– Какие экономические и экологические эффекты можно ожидать от более активного вовлечения ТМО в переработку?
– Экономические выгоды включают снижение затрат на сырье, поскольку переработанные материалы могут заменить первичные ресурсы. Экологические же преимущества ещё более значительные: сокращение объёма отходов позволят Казахстану шагнуть в сторону зелёной экономики.
Карина Асотова
журнал «Горно-металлургическая промышленность» №3-4 2024