По экспертным оценкам, обеспеченность Казахстана запасами по наиболее востребованным биржевым металлам (медь и полиметаллы) составляет всего 12–15 лет. В период независимости Республики Казахстан основной поток инвестиций в геологоразведку был направлен преимущественно в углеводородное сырье, а в остальных сферах, связанных с разведкой недр твердых полезных ископаемых (ТПИ), финансирование, а соответственно, и исследования были недостаточными и нестабильными.
Почему же так случилось? На эту тему корреспондент журнала «Горно-металлургическая промышленность» беседует с заместителем председателя АО «Национальная геологоразведочная компания «Казгеология» Кадыржаном КАУЛДАШЕВЫМ.
– Кадыржан Амиржанович, АО «Национальная геологоразведочная компания «Казгеология» была создана по поручению Главы государства с конкретной целью – для восполнения минерально-сырьевой базы страны. Почему же запасы полезных ископаемых нашего Казахстана прирастают так медленно?
– Геология – это одна из самых наукоемких отраслей промышленности, поэтому при подготовке региональных и поисковых работ необходимо проводить большой объем научно-тематических работ по анализу и обобщению геолого-геофизических материалов с учетом развития регионов, на основании которых определяются научно обоснованные направления поиска полезных ископаемых.
Недра в стране находятся в государственной собственности, следовательно, государство в лице компетентного и уполномоченного органов ответственно за их состояние и развитие минерально-сырьевой базы. Основные проблемы геологической отрасли и пути их решения были определены в Концепции развития геологической отрасли до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства. В Концепции-2030 определены основные задачи, решения которых должны реанимировать геологическую отрасль и обеспечить системный подход к восполнению и развитию минерально-сырьевой базы государства для будущих поколений. Стратегической целью развития геологической отрасли определено формирование эффективной государственной системы геологического изучения недр, рационального использования и восполнения минерально-сырьевой базы для удовлетворения экономических потребностей государства на современном этапе и в долгосрочной перспективе.
Однако Концепция-2030 не работает, не произошло совершенствование государственной системы управления отраслью. До сих пор уполномоченные госорганы не вовлекают геологические научные, консалтинговые и производственные организации в решение вопросов по восполнению минерально-сырьевой базы страны, а также в подготовку кадрового и научно-технического потенциала отрасли.
То есть если говорить прямо, мы умеем и готовы работать, но нам не ставят задач. Ни глобальных, страновых, ни региональных.
– По какому принципу ведутся геологоразведочные работы в нашей стране?
– Основной задачей Концепции-2030 является совершенствование государственной системы программно-целевого планирования и проведения геологоразведочных работ с рассмотрением возможности усиления роли государства в финансировании более ранних и, соответственно, более рискованных региональных и поисковых стадий геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье и подземные воды.
Но по указанному направлению существенных улучшений не произошло. Ситуация в Комитете геологии и недропользования и его подведомственных организациях осталась на прежнем уровне – слабое материально-техническое оснащение, недостаток компетентных специалистов.
На сегодняшний день нет программы развития геологической отрасли по расширению минерально-сырьевой базы, а бюджетные программы ГРР составляются без анализа состояния геологической изученности недр и передовых технологии поисков и разведки, без учета требований промышленности и развития регионов и моногородов с градообразующими предприятиями. В нашей геологоразведочной работе нет плановости и долгосрочной стратегии, в отличие от той же России, США и даже Кореи.
На территории Российской Федерации, к примеру, мероприятия по государственному геологическому изучению недр осуществляются за счет государственных субсидий через распределенную систему государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по недропользованию. В их числе – шесть специализированных НИИ. Как результат, коллективами российских научно-исследовательских институтов сделана большая работа в области геологического картирования территории РФ, поиска и оценки полезных ископаемых, мониторинга состояния недр и прогнозирования происходящих в них процессов, сбора и хранения информации о состоянии минерально-сырьевой базы. Соответственно, сырьевая база прирастает, а направление геологоразведочных работ в России на 3–5 лет вперед научно обоснованно, что фундаментально поддерживает деятельность геологоразведки.
Если нет специализированных НИИ, как в России, то во всех развитых странах имеются национальные геологические службы или созданы центры компетенции по геологии.
Например, в США центром компетенции по геологии, является Геологическая служба США (USGS), где трудятся без малого 9 тысяч человек, которые осуществляют исследования по 11 национальным программам с госбюджетом более миллиарда долларов. В Геологическом центре Турции, который осуществляет геологическое изучение, работу в области охраны окружающей среды, проводит научные и технологические исследования, анализ минеральных ресурсов, работают 3,2 тысячи специалистов. Бюджет центра – более 200 миллионов долларов США. Геологическая служба Франции направляет работу почти полутора тысяч специалистов при государственной финансовой поддержке в 300 миллионов долларов США.
В штате Корейского института геонаук и минеральных ресурсов трудятся около 500 специалистов и 5 научно-исследовательских центров. Здесь государство финансирует 70% бюджета института геонаук, 30% коллектив зарабатывает самостоятельно. Однако комплексный подход, подразумевающий разработку комплексных планов развития минерально-сырьевой базы всех регионов в рамках единой программы развития геологической отрасли в стране, здесь соблюдается не менее строго, чем в европейских странах.
– Как обстоят дела в мире – понятно. Расскажите, как работает эта система у нас.
– Нам ничего придумывовать не нужно, методика поисковых работ везде одинакова. Совершенствуется только технология проведения геолого-разведочных работ. Для планирования широкомасштабных и локальных поисковых работ наилучшей основой всегда являлись прогнозные ресурсы, которые в системе Министерства геологии СССР производились каждую пятилетку. Систематическая переоценка прогнозных ресурсов учитывала динамику процесса выполнения работ и получаемых результатов в условиях меняющейся конъюнктуры минерального сырья. Эти работы содержали также отдельным разделом конкретные рекомендации по направлениям геологоразведочных работ для обеспечения восполнения МСБ по отрабатываемым полезным ископаемым. Рекомендации включали работы по регионам, рудным районам, рудным полям и конкретным месторождениям.
– Может быть, ваша техническая база для выполнения этих задач не подходит или специалисты недостаточно квалифицированы?
– Основной целью создания АО «Казгеология» было заложено возрождение геологической отрасли с привлечением инвестиций и внедрением в геологоразведку современных инновационных технологий. Но сегодня нацкомпания, полностью укомплектованная квалифицированным геологическим персоналом, из-за неопределенности целей и задач геологической отрасли не может качественно осуществить поставленные стратегические задачи по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Нет взаимопонимания между уполномоченными госорганами и Казгеологией, кстати, которая работает безубыточно и на сегодня является единственным оператором, который привлекает на геологоразведку Казахстана международные транснациональные компании (ТНК) с инвестициями и трансфертом новых высокоэффективных технологий.
Но нацкомпания должна быть эффективным «инструментом» уполномоченного госоргана – Комитета геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию РК – в реализации стратегических задач государства в сфере геологического изучения недр. Этого, увы, не происходит.
Мы видим, что у Комитета нет организационно-технических возможностей в решении вышеуказанной задачи. Такие стратегические задачи в мире решаются путем создания государственных операторов, имеющих статус национальных компаний или государственных корпораций.
Большой ошибкой является то, что до сих пор не созданы условия для активного вовлечения АО «Казгеология» в решение глобальных стратегических отраслевых задач, из-за чего складывается неправильное представление о «нужности» Казгеологии.
Даже если сегодня кому-то кажется целесообразной ликвидация или приватизация Казгеологии, потребность в таком операторе не исчезнет, поскольку проблемы отрасли остаются нерешенными. И этот вопрос снова всплывет на повестку дня, и заниматься им министерству и Правительству придется.
– О каких проблемах Вы говорите?
– Приведу только один пример: все более острой становится проблема истощения запасов на градообразующих горнодобывающих предприятиях в районе моногородов.
В этой связи необходима слаженная работа местной власти с геологической службой страны. В первую очередь надо разработать комплексные планы развития регионов, определить размер необходимых финансовых ресурсов и обеспечить координацию в реализации проектов по геологическому изучению недр в регионах. В данном случае речь идет о региональных исследованиях, которые невозможно обеспечить за счет инвестиций, поскольку это высоко рискованная стадия разведки. Эти проекты имеют социальное значение и во всем мире осуществляются и координируются только государством.
Важнейшим направлением региональных работ является их выполнение с использованием современных геофизических (прежде всего аэрогеофизических) и геохимических технологий. Мировой опыт последних десятилетий свидетельствует о высокой эффективности разнообразных современных геофизических и геохимических методов поисков.
Реализация вышеперечисленных направлений позволит поднять на новый уровень геологические исследования в Казахстане, возродить позитивный опыт прошлого и за счет внедрения современных технологий стать в один ряд с передовыми странами с развитым горно-геологическим комплексом.
– Что же, по Вашему мнению, необходимо в первую очередь?
– Наделить АО «Казгеология», по примеру многих развитых стран, функцией национального оператора, что позволило бы обеспечить проектное управление геологической службой.
Национальный оператор в сфере геологического изучения недр – это национальная компания, 100% акций которой принадлежит государству, выполняющая работы и услуги по заданию правительства страны и/или уполномоченного органа при реализации геологического изучения недр.
АО «Казгеология» в сотрудничестве с Институтом геологических наук им. К. И. Сатпаева рационально поставить во главе проведения научных и прикладных работ республиканского значения по подготовке новой редакции геологической карты Казахстана, металлогенической карты, карты полезных ископаемых. Поручить нам обновление стратиграфической шкалы, создание тектонической карты Казахстана, проведение региональных металлогенических исследований с целью прогнозирования новых рудных районов, рудных узлов, рудных полей и т. д.
Системный характер предлагаемых работ позволит на постоянной основе поддерживать соответствующий прогнозно-поисковый потенциал нашей страны, реализация которого на регулярной основе в состоянии восполнять выбывающие за счет добычи запасы ТПИ и таким образом обеспечивать долгосрочную сырьевую безопасность государства.
«Горно-металлургическая промышленность» №12-2017