ОЛЬГА ФЛИНК «Алюминий Казахстана» ищет баланс между темпами добычи и инвестициями
Понятие «сырьевой сектор» зачастую ассоциируется со стабильностью, прибыльностью, предсказуемостью. Между тем горно-металлургическим компаниям приходится искусно лавировать между волатильностью цен на мировом рынке и развитием собственного потенциала. Не является исключением и АО «Алюминий Казахстана», входящее в состав Евразийской группы (ERG). В этом году предприятие отмечает двойной юбилей — 50-летие Павлодарского алюминиевого завода (ПАЗ) и двадцатилетие компании, в состав которой и входит акционерное общество.
Вода, песок — море проблем
Предприятия «Алюминия Казахстана» в советские времена были частью союзной алюминиевой промышленности. В годы независимости пришлось выстраивать собственный кластер, возводить электролизный завод, осваивать новые месторождения бокситов, отрабатывать технологии извлечения глинозема из сырья с высоким кремниевым модулем.
Сегодня в состав предприятия входят ПАЗ (производит глинозем), ТЭЦ-1, Краснооктябрьское и Торгайское рудоуправления, известняковый рудник «Керегетас». Поступление более 90% объемов руды обеспечивает Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление (КБРУ). В этом году здесь введен в эксплуатацию карьер № 5 Восточно-Аятского месторождения бокситов. На следующий год по КБРУ запланировано инвестировать в подготовку новых карьеров порядка 32 млн долларов.
На предприятии постоянно ведутся геологоразведочные, проектно-изыскательские работы, строительство и ввод в эксплуатацию новых карьеров. Активно работать на всех направлениях компанию толкают сложные горно-геологические условия, а также растущие объемы горного производства. Бокситы здесь залегают линзами, или, как горняки говорят, «морковками», с высоким содержанием кремния, железа, карбонатов, органики. Марсианское многоцветье карьеров — желтые, зеленые, красные, черные породы — радует глаз лишь случайных обывателей. Для горняков же ярко-желтый песок — это проблема при формировании бортов, черные — лигнитовые бокситы — это высокое содержание органики, красные бокситы изобилуют железом. Чтобы обеспечить необходимые показатели шихты, отправляемой на ПАЗ, приходится смешивать алюминийсодержащую руду в нужных пропорциях.
Кроме того, новые карьеры отличает то, что на тонну бокситов тут приходится десять кубометров пустой породы. Живописная синяя гладь воды на дне карьеров говорит о высокой обводненности. «Водоприток по данному карьеру (карьер № 3 Краснооктябрьского месторождения. — Ред.) — 420 кубометров в час. Были времена, с 2004 года, когда за час уровень воды поднимался на метр. Поэтому тут основная сложность — это удаление карьерных вод. Для этого сооружены три водосборника, 42 км водоводов, две насосные станции»,- рассказывает начальник Красногорского бокситового рудника Виктор Лян.
Hitachi, Caterpillar и прочая модернизация
За последнее десятилетие рудоуправлением добыто 45,5 млн тонн боксита. Ежегодная добыча выросла с 2,6 млн тонн в 2000 году до 5 млн тонн в 2011 году. В прошлом и нынешнем годах объем добычи несколько снизился, что обусловлено не техническими возможностями, а ситуацией на мировом рынке цветных металлов. За 9 месяцев этого года в КБРУ добыто 3,2 млн тонн боксита. Такие темпы роста производственно-техническ
В соответствии с инвестпрограммой автобазу предприятия пополнили самосвалы Caterpillar, Hitachi грузоподъемностью 91 тонна, мощные бульдозеры и грейдеры Komatsu. В карьерах работают два электрогидравлических экскаватора Hitachi с ковшами по 15 кубометров. Куплено три тепловоза ТЭМ-18 ДМ. Всего в КБРУ работает 44 экскаватора, большая часть которых трудится еще с советского времени, 51 импортный самосвал, 21 бульдозер.
Одна из обязанностей добывающей компании — рекультивация отработанных карьеров. «В “Алюминии Казахстана” создан специальный фонд для проведения рекультивации, в который каждый год производятся отчисления. В зависимости от первоначального состояния плодородного слоя на месте карьера, после его закрытия проводится рекультивация или только техническая, или еще и биологическая — с восстановлением почвы, растительности»,- поясняет г-н Усенко. В этом году на природоохранную деятельность направлено 557 млн тенге.
Проекты объектов, а также отдельные технологические решения для КБРУ выполняют отечественные ученые. В частности, сотрудничество налажено с Рудненским индустриальным институтом, Карагандинским ГТУ, а также с научной командой Евразийской группы. Собственных рационализаторов и изобретателей на предприятии также всячески поддерживают и поощряют, выплачивая процент от экономической эффективности предложения.
Текучесть исчезает в кризис
«Чтобы обезопасить себя от нехватки узких специалистов, по остродефицитным специальностям в КБРУ создается кадровый резерв. И каждый год составляется план кадрового обеспечения»,- подчеркивает Николай Колесников, начальник отдела человеческих ресурсов КБРУ. В регионе, насчитывающем с десяток горнорудных предприятий, имеется постоянный дефицит кадров по горным специальностям. Особенно ценятся геологи, маркшейдеры, ремонтники оборудования, которых стараются переманить, перекупить открывающиеся или расширяющиеся производства.
Но здесь пришли к выводу, что кадры надо готовить, начиная от агитации в школах до повышения квалификации уже работающих. АО «Алюминий Казахстана» в целом и КБРУ в частности отбирают выпускников школ, заключают с ними контракты, по которым предприятие оплачивает обучение, выплачивает стипендию в обмен на обязательство отработать пять лет по полученной специальности. Основной партнер КБРУ по кадрам — Лисаковский технический колледж. «Компания за счет собственных средств обучила в Рудненском индустриальном институте, Карагандинском ГТУ, Казахском университете путей сообщения 34 человека, 11 еще учатся, 9 поступят в следующем году»,- уточняет Николай Колесников. Всего на подготовку кадров за 9 месяцев текущего года затрачено более 104 млн тенге.
Как ни странно, на такие мужские специальности, как маркшейдер, геолог, в последние годы идут преимущественно девушки. Как отметила геолог КБРУ Ляззат Сарсенбаева, жители близлежащих к рудникам поселков с детства знают, что такое добыча полезных ископаемых, а гарантированное трудоустройство стимулирует девочек к овладению сложными профессиями. Поощряют на предприятии и семейные династии. С одной стороны, молодой специалист под присмотром родственника, с другой, выпускник вынужден стараться, дабы не посрамить фамилию. Предоставляемые льготы по лечению, отдыху также имеют целью закрепление кадров. Однако текучесть кадров остается проблемой, особенно в годы благоприятной мировой конъюнктуры на цветные металлы. В кризис перемещение специалистов снижается, поскольку люди в основном побаиваются терять пусть не очень большую, но гарантированную зарплату.
В КБРУ постоянно ведут мониторинг рабочих мест в регионе. «Приходится все время держать руку на пульсе отраслевых конкурентов, отслеживать, кто на рынке появился, что будут предлагать».
Эксперт-Казахстан