До 10 млн. тонн в ближайшее пятилетие намерены довести годовую добычу угля горняки разреза «Каражыра», подтверждая известный тезис о том, что богатства недр достаются только опытным, упорным, предприимчивым. Именно такие профессионалы трудятся в ТОО «Каражыра ЛТД».
Последние четыре года коллектив разреза, расположенного в 140 километрах от Семея, ежегодно добывает более 6 млн. тонн каменного топлива. Всего же территория залегания угольных пластов в 25,7 квадратных километра таит в себе свыше миллиарда тонн углей, которые по многим своим параметрам не уступают экибастузским. Богатое месторождение было открыто почти полстолетия назад, но разрабатывать его начали только в 90-х годах прошлого века. В 1993 году проект получил личное одобрение Президента страны Нурсултана Назарбаева.
Глава государства высоко оценил мощный потенциал и перспективу развития разреза, как для экономики тогдашней Семипалатинской области, так и всей республики. Это напутствие с тех пор стало определяющим вектором хозяйственной деятельности предприятия. За истекшее время у разреза сменилось несколько собственников. С 2002 года разработку месторождения ведет ТОО «Каражыра ЛТД», стабильно выдавая на-гора уголь высокого качества и низкой стоимости,
– С каждым годом мы укрепляем свои позиции среди ведущих угледобывающих компаний страны. С начала освоения месторождения здесь добыто более 88 млн. тонн угля, перемещено 194,5 млн. кубометров вскрышных пород, – рассказывает о производственных достижениях предприятия его директор Маргулан Макишев. – Наша инвестиционная стратегия направлена на финансирование развития и модернизацию производства. Львиная доля прибыли идет на расширение мощностей. В результате инвестиции в развитие угольного разреза за 13 лет выросли со 143 млн. до полутора миллиардов тенге, при этом затраты на капремонт увеличились десятикратно. Постепенно наращивая годовую добычу, разрез в минувшем году отгрузил 6,3 млн. тонн угля, превысив показатель 2003 года в 1,6 раза.
В ближайшие пять лет мы рассчитываем довести объем добычи до 10 млн. тонн. Для устойчивого наращивания объемов производства, повышения качества добываемого угля в компании, по словам Маргулана Макишева, постоянно работают над совершенствованием технологии разработки разреза, модернизацией парка горной техники, пополняя ее современными машинами.
Так, на добыче угля в ТОО «Каражыра ЛТД» задействованы гидравлические экскаваторы Демаг Н-95, РС-3000, HITACHI, на выемке вскрыши используется высокопроизводительная экскаваторная техника таких известных марок, как Comatsu, Hitachi, ЭКГ-10У, ЭКГ-8И. Перевозка добытого угля осуществляется большегрузными БелАЗами. Только в текущем году к этому транспортному семейству добавился грузовой «малыш», способный за рейс переместить 45 тонн каменного топлива и два самосвала покрупнее, грузоподъемностью 130 тонн. Всего же в настоящее время на разрезе работают одиннадцать 130-тонников.
Бесперебойную работу транспортного конвейера поддерживают бульдозеры, автогрейдеры, погрузчики, поливомоечные машины и другая техника. Слаженность действий всей горной техники на разрезе обеспечивает автоматическая система диспетчеризации GPS. Она же контролирует передвижение добытого угольного сырья.
Борьба за качество угля и быстрая его доставка к месту назначения – основные принципы работы разреза. И, наверное, во многом именно поэтому продукция предприятия пользуется спросом не только у потребителей из Восточно-Казахстанской и Алматинской областей, но и у контрагентов из Алтайского края, Западной Сибири, Киргизии. В списке постоянных партнеров разреза, помимо семейских предприятий«Тепломонолит», «Теплокоммунэнерго», цементного завода «Семей» значатся Усть-Каменогорская, Согринская ТЭЦ, АО «Бухтарминская цементная компания», заводы корпорации «Казахмыс», другие крупные промышленные предприятия и бюджетные организации региона.
– Уголь месторождения Каражыра относится к марке Д (длиннопламенных), размер фракции 0-300 миллиметров. Он обладает сравнительно высокой теплотой сгорания, высоким выходом летучих соединений, отличается относительно низкой зольностью, влажностью, небольшим содержанием серы и азота. Уголь относится к твердым, о чем свидетельствует коэффициент его размолоспособности, равный 1,06, – рассказывает главный геолог ТОО «Каражыра ЛТД» А. Уаисов. – Это достаточно хорошее энергетическое топливо, а возможность добывать его открытым способом делает уголь Каражыры вдвойне привлекательным, пригодным не только для собственно сжигания в топках, но и для технологий полукоксования, газификации, производства сорбентов и жидкого синтетического топлива.
Кстати, именно в целях улучшения качества добываемого угля в 2000 и 2010 годах были пересмотрены ТЭО кондиций и пересчитаны запасы месторождения. Геологоразведочные работы позволили получить новые, более подробные данные об особенностях разрабатываемого разреза. Угольная 60-метровая толща сложена семью пластами и залегает под углом 3-10 градусов. Основные запасы приурочены к пластам 1, 3 и 4, имеющим мощность до 20 метров. Средний проектный коэффициент вскрыши по месторождению равен 2,26 м /т.
Исследования подтвердили сложную геологическую структуру отдельных пластов на восточном фланге разреза, а именно наличие большого количества прослоек породы. Предприятие столкнулось с проблемой повышенной зольности угля.
– Использование мощных экскаваторов для селективной добычи не показало хороших результатов, снижался основной фактор – производительность. Для улучшения качества угля на разрезе сначала стали использовать дробильно-сортировочный комплекс ДСОК-4М и грохоты ГИСЛ 82А и СК-700, которые позволили подготовить высококачественный сортовой уголь, – поясняет главный технолог Е. Кобеев. – Добытое угольное сырье из разреза поступает непосредственно в бункеры и в результате переработки разделяется на два класса. Сортовой уголь по ленточным конвейерам направляется сразу в железнодорожные вагоны, сокращая тем самым время погрузки. Уголь классом 0-25 миллиметров складируется в конусы и отгружается потребителям.
Затем было решено прирастить объемы угля с помощью современных методов обогащения. В 2010 году на разрезе внедрили опытно-экспериментальную установку по сухому обогащению угля FGX-6, производительностью 60 тонн в час. Необходимо было снизить зольность каменного топлива с 35-40 до 25%, то есть – получить из некондиционного угля рядовой уголь.
– Результаты эксперимента показали, что зольность продукта снизилась на 10-12% от исходной обогащаемой массы с выходом 55% рядового угля и 45% породы, – продолжает главный технолог. – С внедрением FGX-6 стало возможно без наращивания объемов добычи получать дополнительно 200 тыс. тонн угля в год. Поэтому было решено приобрести более высокопроизводительный аналог комплекса FGX-24 производительностью 240 тонн в час, который теперь выдает дополнительно около 800 тыс. тонн высококачественного угля в год.
В 2012 году по результатам общегосударственного статистического ранжирования хозяйствующих субъектов предприятие заняло 3-е почетное место в республике и получило бронзовую медаль бизнес-рейтинга. Дважды ТОО «Каражыра ЛТД» признавалось «Лидером отрасли» – в 2013 и 2014 годах.
Подобных результатов предприятие добилось, благодаря стараниям всего трудового коллектива, насчитывающего на сегодня более 1300 сотрудников.
По словам директора ТОО, все они – профессионалы, имеющие большой стаж. Почти половина из них (43%) работает на Каражыре свыше 6 лет, а многие – с самого начала освоения месторождения.
Стабильность коллектива, считает Маргулан Макишев, является следствием
грамотной социальной политики. Ежегодно компания выделяет более 32 млн. тенге на различные социальные программы. Средняя заработная плата сотрудников в 2014 году составила 122 тыс. тенге, а у водителей БелАЗов и машинистов экскаваторов превысила 140 тысяч тенге. По итогам работы горняки ежемесячно получает премии, а также вознаграждения по итогам года. Принят и соблюдается коллективный договор, согласно которому к отпуску дополнительно предоставляются 10 «экологических» дней отдыха, а также от 6 до 12 дней как компенсация за работу в тяжелых и опасных условиях труда. Кроме того предприятие выделяет льготный уголь (по пять тонн на работника), оплачивает частично стоимость путевок в санатории и дома отдыха.
В компании насчитывается более 80 передовиков производства. Их достижения – пример для подражания, ведь наставничество, преемственность поколений – основа любого успешно работающего коллектива.
За многолетний добросовестный труд свыше 400 каражыринцев награждены отраслевыми медалями «Шахтерская слава» и «Трудовая слава» различных степеней. Лучшие сотрудники ко Дню шахтера поощряются собственной медалью ТОО «Каражыра ЛТД» – «Еңбек үшін алгыс» («Благодарность за труд»). Так в 2014 году ее обладателями стали десять работников, получивших в придачу по 50000 премиальных тенге.
— Ежегодно десять лучших работников предприятия поощряются пошивом парадной формы и поездкой в Астану на республиканские мероприятия, посвященные Дню шахтера, — говорит председатель профкома «Каражыра» Юрий Матвеев. — В этом году в их числе машинист экскаватора РС-3000 Е.Т. Жетписов, заведующий складом ВМ Б.М. Калиакпаров, водитель автобуса М.Ш. Шуленбаев, начальник участка «Техкомплекс» И.И. Чудиков, водитель автомобиля БелАЗ-75131 Б.Е. Жексенай, повар Л. Ахметова, мастер участка РММ С.А. Омарханов, телефонист Е.Ю. Величко, машинист экскаватора Hyundai Д. Шаймухаметов
Коллектив ТОО «Каражыра ЛТД» поздравляет всех, кто в той или иной степени причастен к добыче «черного» золота Республики, с праздником Днем шахтера!
«Горно-металлургическая промышленность» №8, 2015 Николай Ванжа