В планах руководства компании «Казахмыс» по добыче и обогащению окисленных руд Северному руднику отводится роль флагмана. Запуск завода по обогащению окисленных руд — дело ближайшего будущего.
Подтягивая фланги
Старейшее горное предприятие региона Северо-Жезказганский рудник хоть и переживает сегодня нелёгкие времена в связи с падением цен на медь, истощением залежей сульфидных руд, снижением рентабельности, но предприятие, тем не менее, готовится к расширению своих горизонтов.
— На 1 октября, — рассказал о делах текущих директор СЖР Александр Смоляк, — численность коллектива составила 589 человек. Задача стоит сберечь профессиональный костяк нашего богатого своими трудовыми традициями и бесценным опытом карьерной отработки залежей предприятия. В настоящее время коллектив профессионалов под руководством Мадияра Жулдузгалиева ведёт добычу руды на карьере Кре- сто-12. Через несколько дней запустим карьер Кресто-Центр, а в январе 2016 года планируем начать добычу на карьере Южный Ствол. После окончания геологоразведочных работ в районе Акчи- Спасского карьера вернёмся к его дальнейшей отработке, поделился планами директор СЖР.
Карьер, как дом родной
Верность профессии, рабочая честь, трудовая доблесть совсем не пустой звук для кавалера нагрудного знака «Кении даццы» III степени Мадияра Жулдузгалиева, как и для тех, с кем он, плечом к плечу, свой трудный горняцкий хлеб зарабатывает.
Начальнику карьера Мадияру Жулдузгалиеву не только светового дня — порой суток не хватает, чтобы все свои дела привести в соответствие с нормой. Вот и сейчас такая горячая пора настала, что он только успевает своего скакуна — «Ниву-Шевроле» — пришпоривать. То рацию, то мобильник из рук не выпуская, мечется он от карьера к карьеру по пыльным степным дорогам. Ему, как одному из «полевых командиров» Северного рудника, к такой неспокойной жизни не привыкать.
— Мы, северяне, — кочевники! — с гордостью говорит он о профессии горняка открытого карьера, — степь для нас, как дом родной.
Мадияр Жулдузгалиев знает, что говорит, ведь за его плечами 24 года такой вот беспокойной кочевой жизни. На Северный рудник пришёл помощником машиниста экскаватора после окончания горного техникума и службы в армии. Окончательно утвердившись в правильности выбранного пути, заочно окончил Карагандинский политехнический институт. Итауз, Западная и Восточная Сары-Оба, Карашо- шак — вот основные этапы его трудового пути. Шквалистыйным. Весь ремонт, за исключением больших поломок, сами производим. У нас все машинисты — профессионалы в своём деле, потому что иначе никак нельзя — не получится слаженности, если кто-то спустя рукава работать будет. У каждого машиниста свой собственный помощник имеется, в обязанности которого входит забота об оборудовании, смазке и кабеле. Работа в связке предполагает полное взаимопонимание, взаимозаменяемость, если дело того требует, поэтому машинист и помощник, как правило, ещё и хорошие друзья.
Водитель карьерного автосамосвала КАТ-777 Кайрат Махамбетов 23 года водит многотонники по серпантину карьеров, и гордости за профессию ему также не занимать. Он, как и Виктор Бондаренко, уже вырастил детей, дождался внуков.
— Старший сын Асхат, — рассказывает о семье Кайрат, — трудится на карьере Бозшаколь машинистом экскаватора, продолжает трудовую династию. Младший ещё студент. Так что, есть чем гордиться и для кого жить!
«Подробности», Маргарита Гринь