Международная Организация Women in Mining (Женщины в горном деле) провела 6 апреля в Лондоне конференцию “Central Asia: Mining’s nextfrontier?”, участники которой обсудили возможности привлечения иностранных инвестиций в горнорудную отрасль в Казахстане и Монголии. По мнению организаторов форума МАЙНЕКС Центральная Азия, участвовавших во встрече, Казахстан может стать страной, более привлекательной для иностранных инвестиций, после того как будет принят и заработает новый Кодекс о недрах и появятся истории успешных горнорудных проектов.
На встрече, которую провела в Лондоне организация «Женщины в горном деле» 6 апреля нынешнего года, обсуждались возможности и риски Казахстана и Монголии как наиболее перспективных юрисдикций для привлечения инвестиций в горнорудный сектор в Средней Азии.
Послушать докладчиков пришли представители горнорудных компаний (BHP Billiton, Rio Tinto, ArcelorMittal, Eurasian Resources Group и т.д.), консалтинговых компаний (Deloitte,Control Risks, CSA Global, Wardell Armstrong, Arthur J Gallagher), инвестбанков и инвестфондов (JP Morgan, Goldman Sachs, RAB Capital, Investec Bank, RFC Ambrian, BMO Capital Markets) и другие связанные с инвестициями в горное дело компании.
Конференцию отрыл посол Монголии Тулги Нархуу, который высказал уверенность в том, что после выборов инвестиционная ситуация в Монгольской горнорудной отрасли значительно улучшится.
Важнейшее условие для инвесторов – возможность найти крупное месторождение. Старший геолог компании Behre Dolbear Minerals Industry Advisors Татьяна Матвеева предложила краткий сравнительный анализ добычи по некоторым полезным ископаемым между Казахстаном и Австралией. По территории и геологии эти страны поддаются сравнению. По добыче урана Казахстан теперь занимает первое место в мире, обогнав Канаду, которая долгое время лидировала, добыча урана в Австралии в семь раз меньше чем в Казахстане. Золота Австралия добывает в пять раз больше Казахстана, хотя оцененные запасы примерно сопоставимы (около 1 тыс. тонн) и в Казахстане известны и разрабатываются золотые месторождения мирового класса (более 100 тонн). Меди Австралия добывает вдвое больше Казахстана. В целом, Татьяна Матвеева считает, что Казахстан обладает богатейшей минеральной базой и имеет высокий потенциал дальнейшего развития и повышения влияния на мировом минерально-сырьевом рынке. Среди достоинств Казахстана – качество имеющейся геологической информации, развитая инфраструктура, долгая история горнорудной промышленности, хорошо обученные рабочие и инженеры, выгодное для поставок и сбыта расположение – между Россией и Китаем.
То, что в Казахстане есть хорошие перспективы для открытия месторождений мирового класса, подтверждается практикой. Несмотря на острейший отраслевой кризис и сложную внутрикорпоративную ситуацию, в Казахстане продолжают разведку Казцинк (входит в Glencore) и Rio Tinto, ведет разведку Iluka Resources, заканчивает разведку на перспективном блоке Сameco. По некоторым сведениям, разведка вполне успешна. Последний пример: местный фонд прямых инвестиций «Верный капитал» ведет доразведку на месторождении Райгородок и уже заявляет о росте запасов с 35 до 80 тонн золота. «Если в Казахстане будет найдено месторождение мирового класса – второй Ойю Толгой – эта история сама по себе будет продавать все недра Казахстана», – уверен Артур Поляков, глава оргкомитета форума МАЙНЕКС Центральная Азия.
Вторая важная составляющая инвестиционного интереса к горнорудным проектам – это правовая оболочка и практика ведения бизнеса. По словам директора по развитию компании Central Asia Metals Гэвина Феррара, до недавнего времени в Казахстане были сильно затянуты сроки выдачи лицензий на недропользование. С развитием в практике западно-австралийского принципа «первый пришел – первый взял» и принятием нового кодекса «О недрах и недропользовании» ситуация должна кардинально улучшится. С экономической точки у страны есть преимущества: Казахстан после девальвации тенге выигрывает в сравнении с другими развивающимися странами с высокой долей горнорудного сектора в структуре экономики, например с Чили: «Цена электроэнергии в Казахстане составляет 8-9 центов за киловатт/час, тогда как в Чили она стоит 10-15 центов, также в РК значительно ниже стоимость рабочей силы», – пояснил Гэвин Феррар.
Мнение самих инвесторов о привлекательности Казахстана выразил ведущий банкир (сектор природных ресурсов) ЕБРР Адам Говард, который сообщил, что банк внимательно смотрит за изменениями в деловой и правовой среде в Казахстане. Наибольший интерес у него вызвал Кодекс о недрах и недропользовании, который должен быть принят уже в этом году.
Его поддержали и другие участники встречи, выразив надежду, что Кодекс, а главное – его корректное использование на всех уровнях – сделает Казахстан более привлекательным для инвесторов.
«Надо понимать, что существующая версия Кодекса – это черновик, где еще есть несогласованность внутри самого документа. Например, информация в одной статье, на которую идет ссылка в другой статье (например, время, необходимое для расторжения контракта на недропользование), отсутствует. Попытки разграничить законодательство для ТПИ, углеводородным сырьем, общераспространенными полезными ископаемыми приводят к тому, что в некоторых случаях разработчики имели в виду только один вид недропользования, но распространяется он и на другой вид недропользования. Например, способ получения прав недропользования на основе контракта распространяется на углеводородное сырье и государственное изучение недр, однако, фактически, нормы прописаны лишь для углеводородных контрактов. Также не прописаны некоторые термины, требующие специального разъяснения, например что такое “состав территорий” – в пределах которых “участки недр предоставляются в пользование на основании контракта или лицензии на разведку и (или) добычу углеводородов”, – отметил Артур Поляков.
Все же он признал, что в Кодексе прописаны отношения не только между государством и недропользователем, но и между участниками рынка. Например, детально прописана процедура перехода прав недропользования и связанных с ним объектов (ценных бумаг), введено понятие сервитута, более детально прописана процедура, связанная с получением прав на земельные участки.
Также в Кодексе четко прописана информация об участках недр, имеющих стратегическое значение: это все месторождения урана и шельфовые месторождения. Участки недр, содержащие ряд полезных ископаемых (всего – 22), признаются стратегическими, в зависимости от объема. Так, например, для золота – более 50 тонн, для цинка – более 2 млн тонн, для железной руды – более 100 млн тонн. Именно на эти месторождения распространяется преимущественное право государства по выкупу.
Однако г-н Поляков отметил, что в тексте Кодекса много оговорок – изъятий, которые существенно трансформируют заявленную норму. Например, в статье 14, пункт 2: «Геологическая информация находится в государственной собственности, если она получена за счет государственного бюджета (государственная геологическая информация), и в собственности физических и негосударственных юридических лиц, недропользователя, если она получена за их счет».
Однако «Уполномоченный орган по изучению и использованию недр вправе письменно потребовать от недропользователя безвозмездной передачи ему в собственность первичной геологической информации в срок, предусмотренный требованием». «Непонятно, в чем тогда “частность” частной геологической информации», – удивился представитель форума МАЙНЕКС Центральная Азия.
На вопрос «какие изменения могут улучшить ситуацию в Казахстане и Монголии», Гэвин Феррар ответил, что Казахстану не хватает прозрачности и скорости при получении прав недропользования, поэтому именно эти аспекты необходимо улучшать в первую очередь.
Со своей стороны, Татьяна Матвеева считает, что Казахстан станет более привлекательной для инвесторов страной, когда недропользователи смогут делать отчеты не по двум, а по одному стандарту (JORC) на основе которого по шаблону CRIRSCO Казахстан будет разрабатывать новые стандарты. Кроме того, улучшить практику горнорудного бизнеса, по ее мнению, может обмен опытом и знаниями с зарубежными коллегами.
В заключение конференции Артур Поляков пригласил собравшихся принять участие в предстоящем в Астане Горнопромышленном форуме МАЙНЕКС Центральная Азия, в рамках которого будет представлен проект Кодекса и обсуждаться дорожная карта внедрения в конце 2018 года системы отчетности в Казахстане по разведке и разработке твердых полезных ископаемых, основанной на новых стандартах.
В результате правовой реформы правительство и недропользователи ожидают реальное повышение инвестиционного рейтинга горнодобывающего сектора Казахстана, а также более легкий доступ казахстанским компаниям-недропользователям на рынки венчурного капитала для привлечения финансирования.
Ирина Дорохова,
контент-менеджер форума МАЙНЕКС Центральная Азия