Металлургам ТОО «Казцинк» удалось добиться беспрецедентного за всю историю существования предприятия снижения выбросов загрязняющих веществ.
Недавно на предприятии подвели итоги деятельности за прошедший год реконструированного свинцового завода.
— Благодаря внедрению новых технологий в рамках проекта «Новая металлургия» производство свинца увеличилось на 40%. При этом все ожидания превзошел и экологический эффект, — рассказывает главный технолог ТОО «Казцинк» Казтай Такеев. — Выбросы диоксида серы в целом по Усть-Каменогорскому металлургическому комплексу сократились на 44%.
Между тем на стадии разработки и внедрения проекта речь шла о снижении на 40%.
— В металлургическом процессе сернистый ангидрид, или диоксид серы, имеется всегда, — отметил заместитель начальника службы безопасности экологии УК МК ТОО «Казцинк» Вадим Кушнарев. — До 2006 года мы последовательно решали первоначальную задачу обезвреживания газов. С этой целью ввели в строй установку «Хальдор-Топсе», позволившую снизить выбросы в два раза: с 69 тысяч до 34 тысяч тонн в год.
По словам экологов, на достигнутом они тогда не собирались останавливаться. Поэтому возобновили поиски эффективных технологий по обезвреживанию газов с низким содержанием серы, для чего побывали на металлургических предприятиях в различных странах мира и изучили все имеющиеся новинки. В результате пришли к выводу — таких технологий нет, что и послужило впоследствии основанием для разработки собственного проекта «Новая металлургия».
После завершения реконструкции свинцового завода было остановлено старое агломерационное производство, главным недостатком которого являлись выбросы в атмосферу слабосернистых газов. Отходящие газы новой плавильной печи Isasmelt после внедрения новой технологии в полном объеме утилизируются в сернокислотном производстве с получением товарной продукции, востребованной рынком, — серной кислоты. А снижение выбросов диоксида серы в итоге составило 14,9 тыс. тонн (с 34 до 19,1 тыс. тонн в год).
— Нам пришлось максимально приспосабливать, адаптировать австралийскую технологию к условиям нашего производства, — делится Владимир Кушнарев. — И в этом смысле мы стали первопроходцами, так как теперь уже австралийцы приезжают на «Казцинк» перенимать опыт.
На предприятии по праву гордятся тем, что масштабная программа, рассчитанная до 2016 года, выполнена досрочно. К тому же экологический эффект от ее реализации выразился в комплексном снижении выбросов диоксида серы, оксида углерода, диоксида азота, свинца и пыли.
— В природоохранной деятельности мелочей не бывает, — считают экологи предприятия. — Теперь, когда влияние производства на окружающую среду ниже установленных санитарных норм, дальнейшая работа в этом направлении тем не менее будет продолжена.
На УК МК ТОО «Казцинк» разработана и внедряется Программа по стабилизации работы оборудования по очистке технологических газов и снижению выбросов загрязняющих веществ на 2013-2016 годы. Общая сумма капиталовложений — 1,1 млрд тенге, и большая часть данных средств направлена на повышение степени эффективности, стабилизацию и модернизацию мощностей сернокислотного завода.
Уже запущена в работу новая программа по замене, модернизации, усовершенствованию и повышению эффективности оборудования по очистке газов, которая будет реализовываться в течение 2016-2018 годов. Общая сумма затрат составляет 2 млрд тенге. Экологический эффект, как уже говорилось выше, предусматривает дальнейшее снижение выбросов загрязняющих веществ.
На расширенном заседании коллегии областной прокуратуры, проходившей в конце прошлого года, представители надзорных органов дали положительную оценку природоохранной работе предприятия.
— «Казцинк» — одно из немногих предприятий, где последовательно работают над улучшением экологической составляющей производства и не жалеют при этом средств, — заявил тогда прокурор Восточно-Казахстанской области Багбан Таимбетов. Компания вложила огромные средства в воздухоохранную программу и добилась значительного снижения объемов выбросов. Только в «Генеральную программу кардинального снижения выбросов сернистого газа (диоксида серы) в атмосферный воздух города Усть-Каменогорска» (1997-2015 гг.) «Казцинк» инвестировал почти 315 млн у. е. Для сравнения: на момент образования предприятия объемы выбросов составляли 69 тыс. тонн в год, сейчас — 19,1 тыс. тонн (снижение на 72,3%).
Вместе с тем состояние атмосферы Усть-Каменогорска, что касается диоксида серы, к сожалению, неадекватно тому снижению, которого добились металлурги «Казцинка». Концентрация этого соединения в воздушном бассейне областного центра, как ни странно, остается выше нормы. В 2015 году она достигала 1,7-2 ПДК. Хотя еще до окончательного завершения реконструкции свинцового завода удалось достичь показателя в 1 ПДК. И специалисты пока не могут выяснить, из каких источников производятся дополнительные объемы серосодержащих газов.
— «Казцинк» не только оснастил собственные источники выбросов автоматизированными датчиками контроля, но и профинансировал ночные замеры в своей санитарной зоне, — рассказывает Казтай Такеев. — Они проводятся РГП «Казгидромет» и не фиксируют каких-либо превышений в ночное время. В принципе, это и невозможно, поскольку металлургическое производство работает круглосуточно и непрерывно производит металл. Накопить газы и хранить их где-то «на складе» до вечера невозможно. Ни один кубометр газа не попадает в атмосферу города неочищенным.
Повышением концентрации диоксида серы обеспокоены в природоохранной прокуратуре ВКО. Независимый анализ провели и сотрудники Центра экологической безопасности, сделавшие заключение о том, что основными загрязнителями атмосферы областного центра являются автотранспорт и частный жилой сектор из-за низкого качества угля.
Имеются все основания утверждать, что компания выполнила свои обязательства, реализовав масштабную воздухоохранную программу. Однако, вопрос выявления неизвестных источников выбросов диоксида серы в атмосферу города на сегодня по-прежнему остается открытым. Но это уже забота, главным образом, не предприятия, а компетентных государственных органов, отвечающих за состояние экологии в регионе.
«Казахстанская правда» Светлана Абенова