В прессе возникла очередная волна предположений по поводу продажи швейцарской Glencore Васильковского ГОКа одной из китайских компаний. В казахстанском «Казцинке», которому принадлежит предприятие, над предположениями по поводу продажи посмеиваются. Васильковский ГОК – прибыльное предприятие, которое, вероятно, помогает поддерживать и «Казцинк», поэтому Glencore отдавать его может быть невыгодно. Кроме того, покупателю, если состоится сделка по покупке актива, придется решать большое количество связанных с ней административных, хозяйственных и политических проблем.
С кем говорили
«Да, очень «информативно» – вот и сами узнаем про свои планы через газеты и с кем в переговорах», – иронично отреагировали на «Казцинке» на публикацию Bloomberg о том, что Shandong Gold Mining Co и Zhongjin Gold Corp указаны среди потенциальных приобретателей золоторудного актива в Казахстане.
Сейчас Glencore предлагает приобрести не сам Васильковский ГОК, а производимое на нем золото – так называемая «стриминговая сделка» (продажа потока товара). Суть ее заключается в том, что стороны рассчитывают дисконтированную стоимость будущего потока золота, часть его оплачивается сразу, остаток – по фиксированному проценту от цены на золото на весь срок жизни рудника. Права собственности на сам рудник к покупателю золота не переходят.
Интересовались рудником, по сведениям MINEX, и Barrick Gold, и Centerra Gold, и китайские компании. Предположительно, китайская компания действительно сделала предложение о покупке самого рудника. Ответа от Glencore пока нет.
О чем говорили
Для того, чтобы оценить возможный поток золота, компании приезжали познакомиться с предприятием. Ситуация на нем сейчас такова: объем добычи на Васильковском ГОКе составил в 2015 году 8,12 млн тонн руды. Вместо запланированного в проекте извлечения в 85% оно составляет лишь 70%. Компания, промучившись несколько лет, смирилась с тем, что технология ультратонкого измельчения не вполне подходит для переработки руд Васильковского месторождения. В итоге в 2015 году Васильковский ГОК произвел 11 тонн (353,66 тыс. унций) золота. Помимо этого, на предприятии, по данным на конец 2015 года, в хвостах сорбции скопилось около 11 тонн золота. Проект по их переработке пока не создан.
Самый любопытный парадокс представляет собой финансовое положение предприятия. С одной стороны, в примечании к годовому отчету АО Altyntau Resources за 2014 год (более поздний отчет не опубликован) аудитор компании Grant Thornton отметил, что «за год, закончившийся 31 декабря 2014 года, Группа получила совокупный убыток в размере 2,078,706 тыс. тенге; по состоянию на 31 декабря 2014 года накопленный убыток составил 10,195,134 тыс. тенге и текущие обязательства Группы превысили ее текущие активы 20,454,229 тыс. тенге. Эти условия указывают на наличие существенной неопределенности, которая может обусловить значительные сомнения в способности Группы продолжать свою деятельность непрерывно. Мы также обращаем Ваше внимание на…. то, что за год, закончившийся 31 декабря 2014 года, 99% доходов Группы были получены от связанной стороны».
В кризисном 2015 году положение компании вряд ли могло радикально улучшиться.
Данные могли бы свидетельствовать об отчаянном положении компании, если не обратить внимание на то, что АО Altyntau Resources, – это вообще не недропользователь. АО не обладает лицензией на право недропользования на Васильковском месторождении, она полностью принадлежат «Казцинку» (владеет 99,97% АО Altyntau Resources). Altyntau Resources превратилась в сервисную компанию: «Основными видами деятельности Компании и ее дочерних предприятий (далее совместно – «Группа») являются предоставление услуг Основному акционеру по добыче золотосодержащей руды и ее последующей переработке в золотой концентрат, включая предоставление персонала на месторождениях «Васильковское» и «Риддер-Сокольное» в Республике Казахстан», – говорится в годовом отчете компании. «АО Altyntau было просто вывеской, когда готовили IPO золотого сегмента на Лондонской бирже. Оно должно было стать структурой, консолидирующей золотые активы. Но это никогда не было сделано. Все производственные активы входили в состав «Казцинка». АО Altyntau убыточно, потому что на ней были административные затраты по выходу на биржу, который не произошел. Одна из причин, почему это произошло, – крайне сложно было состыковать требования Лондонской биржи и казахстанского законодательства по поводу того, как должны были быть разделены активы», – объяснил знакомый с ситуацией источник.
По другим сведениям, реальный ежегодный показатель EBITDA Васильковского ГОКа составляет около $300 млн. Для сравнения – скорректированный показатель EBITDA всего «Казцинка» в 2015 году (данные годового отчета Glencore) составил $490 млн. В самом «Казцинке» менеджеры различного уровня также неоднократно подчеркивали, что «Васильковка прибыльна».
По сведениям другого источника, предприятие уже рассчиталось по кредиту, выданному на строительство фабрики (около $700 млн), и перешло на этап возврата денег акционерам. Возможно это благодаря низкой себестоимости производства. В 2012 году затраты на производство унции золота составляли $504. Потом они должны были вырасти до более чем $600 за унцию, но после двух девальваций тенге себестоимость производства, напротив, упала примерно до $310 за унцию.
Существующих запасов Васильковского месторождения (87 млн тонн руды с содержанием золота около 2 г/т) должно хватить даже без дополнительной разведки на 11 лет работы фабрики. При существующем уровне извлечения объем производства золота за срок жизни рудника составит 121,8 тонну золота (3,9 млн унций).
Гипотетически, можно рассчитать размер дохода, который принесет Васильковский ГОК его владельцу, но это выходит за рамки статьи, потому что для таких расчетов необходимо делать предположения о динамике цены на золото на срок отработки месторождения. К сведению, Glencore в расчетах при покупке 60% Васильковского ГОКа в 2010 году использовал ставку дисконтирования в 8,5%.
Какова сейчас справедливая стоимость Васильковского ГОКа, сказать сложно: последний бенчмарк – 60% предприятия были куплены за $1,140 млрд. Из них $205 млн – наличные, остальное – допэмиссия акций «Казцинка», в результате которой доля Glencore в нем снизилась с 69% до 50,9%. Тогда полную справедливую стоимость актива швейцарская компания оценила в $1,6 млрд (расшифровка представлена в годовом отчете за 2011 год). С 2011 года резервы Васильковского месторождения сократились с 162,4 млн тонн руды почти вдвое. В настоящее время «Казцинк» ведет разведку на площади, примыкающей к Васильковскому месторождению (1970 кв. км) в рамках государственного геологического изучения недр, которое должно закончиться в этом году. Пока очевидных признаков присутствия золота на территории не выявлено, но в «Казцинке» осторожно оценивают площадь как перспективную.
Тот факт, что лицензии на Васильковское и (предположительно) на новые территории для проведения разведки были / будут оформлены на «Казцинк» означает для потенциального покупателя необходимость переоформить лицензию, чтобы иметь возможность выделить Васильковский ГОК из «Казцинка» и сделать Altyntau реальным активом. Процедура эта в Казахстане занимает, по отзывам практиков, не менее года и, по нынешнему законодательству, потребует отказа от преимущественного права государства. Покупатель и продавец должны будут решить, как учитывать накопленный АО Altyntau долг перед «Казцинком», который АО погашала за счет оплаты услуг в пользу материнской компании. Придется также заново выстраивать хозяйственные отношения, в том числе – определиться с тем, где будет аффинироваться золото Васильковки (сейчас – на мощностях «Казцинка»). Будет решаться судьба работников предприятия, поскольку «предоставление персонала» (фраза из отчета) происходило не только на Васильковском ГОКе, но и на месторождении Риддер-Сокольное в Восточном Казахстане.
И главное: если покупателем рудника действительно станет китайская компания, у властей Казахстана могут возникнуть политические сомнения. Заявления в духе «придут китайцы и заберут все земли» прозвучали во время волнений, связанных с принятием поправок в Земельный Кодекс РК. А никаких волнений властям Казахстана не хочется.
Зубры для недропользователя
Altyntau принадлежит и 99.62638% долей ТОО «Орман Шаруашылыгы». «По состоянию на 31 декабря 2014 и 2013 годов возмещаемая стоимость купленных активов была оценена руководством равной нулю, так как Группа не ожидала никаких денежных поступлений от данных активов в будущем. Таким образом, все активы дочернего предприятия были обесценены», – говорится в отчете. Однако уже после обесценивания, в феврале 2015 года, ТОО приобрело имущество, нетипичное для компании, работающей в горнорудном сегменте: трех самцов и семь самок зубров из Беловежской пущи для вольерного разведения. По информации казахстанских и белорусских СМИ, всю популяцию предполагалось разместить на территории нацпарка «Бурабай».
http://minexforum.com/vasilkovka-bespridannitsa/
Ирина Дорохова