27 июня в г. Усть-Каменогорске прошел круглый стол на тему «Ликвидация и рекультивация горнорудных объектов», сообщает agmpportal.kz со ссылкой на представительство Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) в Казахстане. В дискуссии приняли участие эксперты Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП), департамента недропользования министерства по инвестициям и развитию (МИР), представители горнодобывающих компаний Восточно-Казахстанской области, проектных организаций и региональной палаты предпринимателей.
На круглом столе были обсуждены вопросы законодательной базы, регулирующей аспекты ликвидации горнорудных объектов, экологии и промышленной безопасности, финансового обеспечения полноценной рекультивации земли, где производилась добыча. Говоря о лучших мировых практиках и возможностях их локализации, руководитель программы GIZ «Минеральные ресурсы для развития» Райнер Гертц подчеркнул необходимость создания общего плана развития региона для устранения экономических и социальных последствий закрытия горнорудных объектов.
В качестве примера он рассказал о Рурской области, где после закрытия некоторых рудников была проведена работа по созданию новых направлений экономической деятельности и переквалификации рабочей силы. Благодаря этому было переобучено около 6 миллионов человек, которые ранее были задействованы в градообразующих предприятиях региона. По информации Герца, важную роль в стопроцентном обеспечении стоимости ликвидации рудников может сыграть страхование. Сейчас такой инструментарий заложен в обсуждаемом проекте Кодекса о недрах в качестве одного из механизмов финансовой гарантии рекультивации.
По словам Директора департамента экологии и промышленной безопасности АГМП Талгата Темирханова, сейчас для горнорудного сектора Казахстан нет экологического накопительного фонда, средства которого направлялись бы исключительно на природоохранные мероприятия и непосредственно на ликвидацию нанесенного ущерба предприятиями. Все штрафы, которые взымаемые с предприятий в регионах, поступают в республиканский бюджет. «Готово ли государство отказаться от этих поступлений и все средства направить на решение экологических проблем?», — закономерно вопрошает эксперт.
Присутствующие отметили, что предприятия теряют много времени при утверждении планов ликвидации у множества ведомств. При этом стратегические документы пересматриваются очень часто. Из-за этого участники предложили государственным органам проводить рассмотрение планов ликвидации в двух частях: технологической, не требующего постоянного согласования, и финансовой, которая будет периодически пересматриваться. Это нововведение может помочь с решением проблем макроэкономической нестабильности, таких, как обесценивание ликвидационных фондов из-за девальвации и низкие ставки по рекультивационным депозитам в казахстанских банках.
Более того, по словам Талгата Темирханова, необходимо решить вопросы регулирования техногенных минеральных образований из-за существующих противоречий в законе о недрах и Экологическом кодексе. Также, считает специалист, нужно принять во внимание урегулирование вопроса «временного хранения отходов» в части последующей их передачи для утилизации не только третьим лицам, но и самими недропользователями.
В своей презентации руководитель управления исполнения контрактных обязательств департамента недропользования МИР Аскар Калиев рассказал, что SRK Consulting рекомендует Казахстану внедрить полное финансовое обеспечение затрат на ликвидацию или консервацию, а также рекультивацию в начале отработки рудника. Он предложил рассмотреть поэтапное финансовое обеспечение для смягчения финансовой нагрузки на индустрию. Моделью для перенимания опыта здесь может стать Чили, где первоначальное финансовое обеспечение закладывается на уровне 20% стоимости ликвидации, что оптимально для казахстанских предприятий. Вместе с тем должно использоваться несколько финансовых инструментов вместо одного существующего, в виде депозита. Это даст недропользователям возможность выбора финансового обеспечения, считает чиновник.
Кроме того, участники круглого стола пришли к общему мнению, что важными для предприятий становятся коммуникации с местным населением. Сейчас, по данным Талгата Темирханова, согласно требованиям Экологического кодекса, публичные слушания проводятся на этапе ОВОС и презентации плана природоохранных мероприятий.
В теории, согласно мировой практике, при ликвидации рудников обязательства в дальнейшей судьбе работников, их переобучении и трудоустройстве должно нести не только предприятие, но и государственный аппарат. Но законодательно пока такие требования не устанавливает. Однако, будет полезным представить идею получения «социальной лицензии для добычи», предложила специалист SRK Consulting Жанар Файзулдаева.
Говоря о последующих шагах, стороны дискуссии предложили по возможности провести анализ новых финансовых инструментов для консервации рудников с привлечением банков и страховых компаний. Сами же недропользователи нуждаются в изучении путей использования финансовых инструментов и ограничений по ним в случае нововведений. Вдобавок к этому им потребуется разъяснение принципов расчета издержек на единицу продукции (unit cost estimation) и калькуляции стоимости ликвидации и рекультивации горнорудного объекта на основе первопринципного метода (first principle cost estimation).
По результатам круглого стола программа GIZ «Минеральные ресурсы для развития» планирует организовать в октябре диалоговую площадку для госорганов и горнорудного бизнеса. Главной темой для обсуждения на ней станут вопросы ликвидации и рекультивации горнорудных объектов с использованием различных методов расчета стоимости и инструментов финансовых гарантий. К дискуссии планируется привлечь специалистов SRK Consulting с тем, чтобы они представили программы расчета стоимости ликвидационного фонда и порядок его обеспечения.
www.agmpportal.kz