Угольным компаниям Казахстана станут доступны российские морские порты, и, возможно, уже с нового года они получат квоту на перевалку грузов. Об этом рассказал заместитель исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Максим Кононов, передает LS.
По его словам, создание Евразийского экономического союза открыло перед страной новые возможности по доступу к внешним рынкам России.
«Снять преграды, возникающие при транзите отечественной продукции через российские морские порты, призваны утвержденные 20 октября 2017 года правительством федерации правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах», — заявил Кононов.
Он добавил, что в скором времени ожидается заключение межправительственного соглашения, предусматривающего гарантированный объем перевалки грузов.
«На сегодня проект документа разработан и направлен на рассмотрение российской стороны. Над ним в Казахстане работают уполномоченный государственный орган в лице министерства инвестиций и развития, а также национальной палаты «Атамекен». Возможно, межправительственное соглашение будет подписано до конца текущего года и с января 2018 года вступит в силу», — заявил Кононов.+
При этом спикер подчеркнул, что, говоря о доступе к российским морским портам, речь ведут не о приоритете, а об упорядочении этого процесса, поскольку до принятия правил порядок прописан не был. По его словам, данными правилами может воспользоваться не только Казахстан, но и другие страны ЕАЭС.
«При условии подтверждения доступа к портам планируется перевозить уголь с территории Казахстана через гавани России в третьи страны в объеме: в 2018 году – 7,5 млн тонн, в 2019 году — 12 млн тонн, в 2020 году – 15,2 млн тонн, в 2021 году – 17,3 млн тонн. При этом необходимо отметить, что данные цифры составляют менее 10% от общего объема грузов, переваливаемых через порты России», — добавил он.
По его словам, самыми привлекательными для распространения казахстанского угля являются рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, потребность Японии составляет около 130 млн тонн угля в год, Южной Кореи – свыше 115 млн тонн, Тайваня – 62 млн тонн, Малайзии – 26 млн тонн, Филиппин – 21 млн тонн.
Еще одним преимуществом данного направления является то, что в регионе по техническим характеристикам порты наиболее подходят для транспортировки угля. Кроме того, из плюсов — унификация тарифов на железнодорожные перевозки в направлении портов в странах ЕАЭС. Сейчас ставки аналогичны внутренним, то есть значительно ниже транзитных тарифов, которые ранее применялись в отношении казахстанских грузов.
Кроме того, в АГМП сообщили, что за 2016 год объем казахстанского экспорта угля через порты России составил 2,98 млн тонн, что на 890 тыс. тонн меньше по сравнению с 2015 годом. В том числе перевалка через дальневосточные порты составила 100 тыс. тонн, через азово-черноморские – 14 тыс. тонн и балтийские порты – 2,87 млн тонн.
Ранее LS писал о том, что Россия может дать квоту Казахстану на экспорт угля.
https://lsm.kz/kazahstanskij-ugol-poedet-na-dal-nij-vostok