Комитет геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан является уполномоченным органом по изучению и использованию недр, оорганизовывает проведение геологического изучения казахстанских недр за счет средств республиканского бюджета. Активное участие его специалисты приняли и в работе над новым Кодекса «О недрах и недропользовании», на днях получившим одобрение Парламента страны.
О деятельности Комитета геологии и недропользования МИР РК в интервью нашему изданию рассказал его председатель Акбатыр НАДЫРБАЕВ:
– Геологическое изучение недр Республики Казахстан усилиями Комитета геологии РК осуществляется практически на всей территории страны, однако приоритетными направлениями сегодня является поиск золота, меди, полиметаллов, редких и редкоземельных металлов.
Особенно активно поиски проводятся в районе моногородов Центрального и Восточного Казахстана с целью расширения сырьевой базы наших системообразующих предприятий, занимающихся добычей этих видов полезных ископаемых.
Хочу отметить, что в этом году мы возобновляем геологоразведочные работы по поиску месторождений лития. Этот элемент очень востребован промышленностью, активно используется при производстве аккумуляторов, всевозможных гаджетов и электромобилей. Еще одно направление работ, которому Комитет по геологии и недропользованию уделяет особенное внимание, – это изучение метаноносности угольного бассейна Караганды для возможного использования метана в целях газификации близлежащих регионов, в том числе и города Астаны.
Кроме того, проводятся работы по ликвидации и консервации гидрологических и нефтяных скважин. Хотя эти виды работ и не особо относятся к изучению недр, но имеют важное значение для страны. К сожалению, на территории Казахстана имеют место самоизливающиеся гидрологические скважины, которые были пробурены еще в советское время и оставлены на произвол судьбы. Их надо ликвидировать, поскольку воды, вытекающие из этих скважин, с одной стороны, наносят вред окружающей среде, с другой – приводят к истощению запасов подземных вод. Еще одно направление – это консервация и ликвидация аварийных нефтяных скважин на территории Западного Казахстана.
Все эти работы осуществляются как за счет бюджетных средств, так и за счет собственных средств инвесторов. Геологическое изучение недр за счет средств инвесторов позволяет повысить геологическую изученность территории, не вкладывая при этом бюджетных средств. Я хочу сказать, что начиная с 2015 года количество таких договоров увеличивается. Если в течение 2015-2016 годов общая сумма таких договоров составила порядка 5,5 миллиарда тенге, то за 10 месяцев этого года договоров на проведение геологического изучения недр было заключено уже на сумму 15,5 миллиарда.
– Какие еще задачи решает Комитет геологии?
– Следующее направление – ведение геологических исследований за счет недропользователей, которые заключили контракты с компетентными органами в целях поиска различных полезных ископаемых, в том числе и углеводородного сырья.
Частными инвесторами ежегодно осуществляется проведение геолого-разведочных работ по твердым полезным ископаемым. В 2015 году сумма вложений составила 29 млрд, в 2016 году – 32млрд, за 10 месяцев 2017 года инвестиции – порядка 14 млрд тенге.
Инвестиции в разведку углеводородного сырья несколько больше: в 2015 году они составили 108 млрд. тенге, в 2016 году – 126 млрд. тенге, за 10 месяцев 2017 года – 52млрд. тенге.
Еще одним направлением работы Комитета геологии и недропользования является ведение и пополнение Государственного баланса запасов полезных ископаемых. На сегодняшний день общее количество месторождений, зафиксированных Государственным балансом запасов, составляет 7 629 объектов. Если разделить по видам ископаемых, то месторождений твердых полезных ископаемых – 908, месторождений углеводородного сырья – 315, месторождений других общераспространенных видов полезных ископаемых – 3 144, месторождений подземных вод – 3 354.
С начала этого года получен достаточно серьезный прирост запасов полезных ископаемых. Например, по золоту получен прирост запасов на 31 тонну, серебро – на 25 тысяч тонн, урана – на 14 тысяч тонн, вольфрама – на 70 тысяч тонн, нефти – на 44 миллиона тонн. Работа по подсчету прироста продолжается, и я уверен, что до конца года мы получим хорошие цифры и по другим видам полезных ископаемых.
– Хочу заострить Ваше внимание на новом Кодексе РК «О недрах и недропользовании», который находится на финишной прямой. Вы довольны результатом?
– Результат мы только еще ожидаем. Когда вступит в силу кодекс, как надеются все члены Правительства, это позволит нашей стране привлечь новые серьезные инвестиции в геологоразведку.
Кодекс был разработан в течение двух лет по поручению Главы государства в рамках исполнения 74-го и 75-го шага Плана нации Министерством по инвестициям и развитию и Министерством энергетики РК. Проект широко обсуждался, в его разработке активное участие приняли профессиональные ассоциации – АГМП, «Казэнерджи», специализированная геолого-разведочная организация и широкая геологическая общественность. Парламент страны уже одобрил этот документ, ждем согласия Главы государства. Мы рассчитываем, что Кодекс вступит в действие через полгода, в 2018 году.
Кодексом предусматривается внедрение международных стандартов по минеральным ресурсам и международных запасов CRIRSCO.
Его основополагающим новшеством по твердым полезным ископаемым является использование принципа «первым пришел – первым получил». Переходим по ТПИ с контракта на лицензию, что значительно меняет сроки. Если раньше на заключение контракта тратилось 1,5–2 года, то оформление лицензионного соглашения займет до 10–15 суток. И вместо ранее действующей контрактной системы будет выдаваться лицензия на проведение геолого-разведочных работ на ТПИ.
По углеводородному сырью система заключения контрактов остается, но также немало положительных реформ, которые улучшают ситуацию в области недропользования.
По рассыпным месторождениям золота и другим рассыпным видам полезных ископаемых вводится новый институт – старательская деятельность.
Следующий важный момент, который следует отметить, это – обеспечение доступности геологической информации в целом. Будет разработана Государственная программа управления недрами в интерактивном виде, которая позволит заинтересованным инвесторам и компаниям не тратить много времени на поиски и изучение геологической информации, а получать ее в готовом виде и сразу подавать заявление на получение той или иной площади. Выдача лицензии, как я уже отметил, будет настолько упрощена, что в конечном итоге позволит максимально привлечь инвесторов и способствовать активному развитию юниорских компаний в области геологии.
Создание Государственной программы управления недрами – очень важная задача. Без нее, по сути дела, новый кодекс не сможет полноценно действовать. Наша задача в электронном виде задействовать всю имеющуюся геологическую информацию, разделить территорию страны на блоки размером два на два километра и нанести всю информацию на интерактивную карту. На карту будут нанесены все действующие контрактные территории и новые, на изучение и разработку которых можно получить контракт или лицензию. То есть появляется равный доступ к информации по территории, которая вас интересует. Любой желающий, сидя за домашним компьютером, может изучить карту, определить интересующие его координаты и опять же в онлайн-режиме подать заявку на получение лицензии на разведку. По этой же системе можно будет получить всю геологическую информацию, которая хранится у нас в республиканском фонде, – какие исследования проведены, какие работы проводились – как только она будет окончательно оцифрована.
– Сколько времени потребуется Комитету геологии на разработку Государственной программы управления недрами?
– Она должна быть готова к моменту вступления в действие Кодекса РК «О недрах и недропользовании». Конечно, в полном объеме нам будет трудно успеть сделать это. Возможно, территорию Казахстана мы откроем не сразу, а частями – Центральный Казахстан, Восток, Запад, Юг, Север… Но уже на этом этапе у заинтересованных лиц будет возможность пользоваться интерактивной картой для определения перспективных блоков и получения лицензии на геологоразведку. 100-процентную готовность Государственной программы управления недрами реально мы сможем обеспечить за 1,5–2 года.
– С чего начнете?
– В первую очередь мы должны привлекать инвесторов на территории близ моногородов, которые необходимо загрузить работой, и в районы, которые по нашей информации наиболее перспективны для разработки. С этого и начнем.
– Сколько блоков компании могут зарезервировать на геологоразведку за один раз?
– Разовое выделение может доходить до 200 блоков. Но дело не в объемах. Задача, которую мы перед собой ставим, – широко развить движение специализированных юниорских компаний. Пришли, получили лицензионные блоки, самостоятельно опоисковали, получили геологическую информацию, и эту информацию они уже могут предложить компаниям, которые имеют возможность вкладывать серьезные инвестиции в окончательную геологоразведку и начало добычных работ. У маленьких компаний таких возможностей нет, зато они мобильнее. Крупным компаний это тоже выгоднее, чем заниматься самим.
– Не совсем понятно, как будет работать система старательства? Кто придет? Готовы ли легализоваться и работать по закону «черные старатели»?
– Если честно, я сам не совсем понимаю пока еще, как эта система будет работать. Но то, что законодательно нужно было ее вводить – однозначно! Это важное начинание для страны. Cтране нужны люди, которые вполне легально будут разрабатывать мелкие объекты россыпного золота, которые обычно имеют место быть вдоль речек и ручьев в рудных местах. По Кодексу о недрах старатели имеют право добыть до 50 килограммов золота с использованием средств малой механизации, но не проникая в недра глубже, чем на три метра. Если он добудет, сдаст и заплатит налоги, никому хуже не будет.
Как профессионал, я не думаю, что от того, что мы внедрим институт старательства, все сразу побегут мыть золото. Но это даст толчок начинать свой бизнес в законодательном порядке, в рамках установленных правил.
Конечно, старательство в Республике Казахстан не слишком развито и геологов мало, но не нужно забывать, что мы – соседи большой страны, России, где этот бизнес достаточно поставлен и имеет свои традиции. Постепенно старательство укрепится, даст корни и у нас.
Мы зря боимся допускать иностранцев в сферу недропользования. В любом случае они будут работать в рамках требований нашего законодательства и все – инвестиции, знания, технологии – придут и будут работать на благо страны. Нашим начинающим старателям все равно понадобится опыт и консультации специалистов.
– Почему развитие геологоразведки в нашей стране идет такими низкими темпами?
– Геологоразведка – очень высокозатратный и высокорискованный сегмент, поэтому недропользователи стараются взять в работу готовые объекты и месторождения с хорошо разведанными и доказанными запасами.
Приведу вам один пример. В свое время на Аляске геофизики обнаружили огромную структуру, содержащую углеводородное сырье. Огромную! Специалисты прогнозировали наличие миллиардных запасов. Компания вложила в бурение миллиард долларов и ничего не получила. Геологические условия оказались не те. Сама ловушка структуры есть, но вместо нефти оказалась вода. Риск очень большой, и недропользователи с большой неохотой идут на него.
В период становления нашей страны большое внимание обращалось на поддержание экономики страны и потому на добычу полезных ископаемых, а не на разведку. Это в советское время при плановой экономике всем недропользователям ставилась задача: добыл – будь добр наращивать запасы. Прирост должен был превышать объемы добычи. В рыночных условиях, когда государство перестало выделять бюджетные средства на геологоразведку, понадеялось на недропользователей, этот баланс начал нарушаться.
Новый Кодекс «О недрах и недропользовании» во многом для того и родился, чтобы активизировать геологоразведку. Государство не может выделять огромные миллиарды на проведение изыскательских работ, но оно создает комфортные условия и системные законодательные меры для работы инвесторов в этом направлении.
– Тем не менее во всем мире именно государственные структуры возглавляют эту работу, следят за реализацией основных государственных приоритетов. Какие они в Казахстане?
– В первую очередь государственная задача, поставленная перед коллективом специалистов Комитета геологии и недропользования МИР РК, – это фундаментальная и региональная геология. Исследование, изучение территории страны с привлечением последних научных разработок, а также составление и актуализация современных геологических карт. Те, которыми мы пользуемся, созданы в 50–70-х годах прошлого века. Мы должны обновить эти карты, чтобы они служили основой для выделения перспективных зон для поиска полезных ископаемых. Поиск и разведка – это последняя стадия, благами которой все мы пользуемся. Кстати, вы знаете, что только две отрасли дают продукты людям? Это сельское хозяйство, которое производит продукты питания, и геология, которая дает сырье для работы всей промышленности.
Задача государства и Комитета геологии как проводника государственной политики – определять приоритеты. Надо ли проводить поисковую работу по железу или углю? Нет, не надо! В нашей стране достаточно разведанных запасов. Что нам сегодня нужно? Нам нужны золото, цветные металлы, литий и другие редкие и редкоземельные элементы. Я не удивлюсь, что при таких темпах развития цивилизаций и скачке технологий через 10 лет вместо лития потребуется добывать что-то другое. Но даже если это что-то понадобится, страна должны быть в тренде, мы должны быть готовы двигаться в этом направлении. Воспроизводство минерально-сырьевой базы для обеспечения нашей экономики, хорошие ежегодные мониторинги и исследования – вот основные задачи Комитета геологии РК.
– Давайте поговорим о переработке ТМО. С советских времен на территории нашей страны скопилось немало хвостохранилищ добывающих предприятий. Есть ли какие-то планы в их отношении?
– Техногенные минеральные образования на самом деле – наша большая головная боль. Их в стране скопилось большое количество. Здесь и так называемые «вскрыши» – вскрышные пустые горные породы, которые залегают над рудным телом и которые не содержат полезных ископаемых. Здесь и всевозможные шлаки, отходы и продукты переработки. Но есть и другая часть ТМО – забалансовые руды, убогие руды с бедным содержанием полезных компонентов. Вот их действительно отдельно складировали в надежде на появление новых технологий, которые позволят рентабельно их перерабатывать.
Сейчас такие специальные технологии для переработки ТМО появились, они есть, но весьма дорогостоящие. Беда еще в том, что когда ТМО складировались, компании-недропользователи должны были составлять техпаспорта, с описанием того, где что лежит и в каком объеме. К сожалению, эти документы составлялись крайне некачественно.
С одной стороны, мы, как кураторы, должны требовать от недропользователей максимальное и комплексное извлечение руд из ТМО. Новые технологии позволяют извлекать от 3 до 5 полезных компонентов из руд и с достаточно низким содержанием. Но мы понимаем, что это такие серьезные вложения, которые далеко не каждому недропользователю и инвестору по плечу. Если это выгодно – предприниматель и сам это сделает, без наших указаний.
И пока переработка ТМО не решает проблемы рекультивации земель. И это тоже вопрос, который волнует государство.
Вот представьте себе, лежит с советских времен огромная куча породы, которая содержит золото из расчета 0,3 грамма на тонну. Чтобы оттуда извлечь 100–200 килограммов золота, надо заново ее переработать. А она уже давно заросла травой, огромные деревья выросли, природа залечила раны и создала новый естественный рельеф. Надо ли эту кучу сегодня трогать, чтобы потом снова породу заскладировать?
– Геологическое изучение ТМО кто должен осуществлять – государство или недропользователи, которые намерены их переработать?
– Те, кто намерен их извлекать. Геологическая информация, которая представляется для утверждения запасов, проходит государственную экспертизу. Экспертизу проводит Государственная комиссия по запасам при Комитете геологии МИР РК с привлечением независимых экспертов. И недропользователи должны не только вложить немалые средства для изучения того, что эти ТМО содержат, но и доказать, что они смогут этот полезный компонент оттуда извлечь.
– Комитет геологии проводит активную работу по международному сотрудничеству. Чем конкретно ваши специалисты занимались в этом году?
– Мы активно работаем в рамках межправсовета по геологии и охране недр стран СНГ. В работе находятся международные проекты по созданию геологических карт по прикаспийскому региону, по изучению территории, сопредельной с Китайской Народной Республикой, по составлению атласа «Глубинные процессы и металлогения Северной, Центральной и Восточной Азии».
Несколько лет тому назад было заявлено о начале международного проекта «Евразия» по бурению сверхглубокой прометрической скважины глубиной 10–15 километров в Прикаспийской впадине на территории Республики Казахстан. Наконец, 21 июня 2017 года мы вышли на заключение трехстороннего меморандума о создании консорциума между этими компаниями, Комитетом геологии РК и Министерством энергетики о возможности реализации этого крупного международного проекта. Нефтяники и геологи ожидают новые геологические данные для изучения строения прикаспийской впадины.
– Расскажите об этом интересном проекте подробнее.
– Это очень интересный, амбициозный и дорогостоящий проект. Для его реализации были приглашены крупные международные компании, такие как ТОО «КМГ-Евразия» (дочерняя структура АО «КазМунайГаз»), Agip Caspian Sea B.V. (представляет итальянскую нефтегазовую компанию ENI), ООО «РН-Эксплорейшн» (входит в структуру российской «Роснефти»), CNPC International Ltd. (китайская нефтегазовая компания), SOCAR (азербайджанская нефтегазовая компания), NEOS Geosolutions (американская исследовательская компания).
На постсоветском пространстве сверхглубокая скважина глубиной 12 тысяч метров бурилась только однажды, на Кольском полуострове в 70-х годах. В Казахстане самая глубокая скважина была пробурена в Западно-Казахстанской области глубиной 7 006 метров с целью поиска нефти.
Бурение сверхглубокой скважины в рамках проектах даст нам возможность привлечь все самые новые мировые достижения науки по изучению глубоких горизонтов земной коры и, возможно, получим новые данные по перспективам обнаружения углеводородных залежей. Проект «Евразия» имеет международное значение для развития науки. Эту идею поддержал и наш Глава государства и Президент Российской Федерации.
Еще одним направлением работы Комитета в рамках международного сотрудничества является реализация Инициативы прозрачности добывающих отраслей. ИПДО в Казахстане направлена на повышение прозрачности Правительства и доходов компаний, работающих в добывающем секторе.
В этом году завершено пилотное исследование по интеграции ИПДО в государственные системы мониторинга открытых данных «майнстриминг», суть которого заключается в исключении дублирования данных в отчетах ИПДО с уже существующими отчетностями компаний и Правительства.
И последнее, о чем я хотел бы рассказать – это о фонде «Жас геолог», который при нашей поддержке активно занимается ранней профориентацией школьников и вообще пропагандой профессии на территории Казахстана. Каждые два года фонд проводит открытую международную олимпиаду при поддержке МИР РК и Министерства энергетики РК. Хотелось бы отметить их выездные успехи. За последние три года команды наших юных геологов активно участвовали в зарубежных олимпиадах и завоевывали там призовые места. Например, во Франции, Бразилии, Японии. Мы возлагаем на это движение большие надежды, они растят серьезную геологическую смену для нашей страны.
– Спасибо за информацию. Успехов!
журнал «Горно-металлургическая промышленность» №12-2017 Лилия Ержанова