Современные технологии и инновационные материалы позволяют улучшать качество средств индивидуальной защиты
Мировой рынок спецодежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ) активно растет. Эксперты отмечают заметное улучшение качества охраны труда на предприятиях ГМК. Повышается качество средств защиты, изменяется ментальность сотрудников, растет понимание необходимости защищаться.
В ближайшие пять лет мировой рынок средств защиты вырастет почти в полтора раза. По оценке аналитиков портала А to Z Research, в 2017 году общемировой рынок СИЗ оценивался в $41,89 млрд. К 2022 году рынок составит уже $57,12 млрд.
По данным специализированного портала ГетСиз.ру, наиболее динамично рынок СИЗ развивается в США, объем потребления составляет $14,0 млрд. На втором месте в рейтинге расположился Китай ($3,0 млрд). Россия занимает четвертое – $2,0 млрд.
По объемам потребления лидируют СИЗ рук, защитная обувь, спецодежда и средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). Развитие рынка средств защиты поддержат рост промышленности, государственная поддержка и глобализация экономики.
Безопаснее и комфортнее
– В регулировании охраны труда сегодня происходят важные изменения, направленные на то, чтобы мотивировать работодателей создавать более комфортные и безопасные условия для своих сотрудников. Рынок средств защиты сильно регулируется государством и этим отличается от других. Причем роль государства в разных странах и степень законодательного регулирования разнятся, – говорит директор по развитию каналов продаж «3М Россия» Сергей Фалаштинский. – В Казахстане необходимо усиливать государственное регламентирование обязательств предприятий обеспечивать своих сотрудников качественными одеждой, обувью и СИЗ. Это тот вопрос, над которым, на мой взгляд, нужно работать всем участникам рынка. Чтобы принимать более действенные меры, следует повышать уровень понимания проблемы среди работодателей, производителей и представителей государственных органов.
По ряду аспектов безопасности и охраны здоровья (БиОТ) по сравнению с Казахстаном в России требования жестче. Российские стандарты сравнимы с европейскими по многим показателям, а по некоторым, например, допустимый уровень шума, даже выше.
Учитывая растущую глобализацию горно-металлургического сектора, с каждым годом разница между европейским регулированием и нашими стандартами стирается. И эта тенденция благоприятна как для производителей СИЗ, так и для их потребителей.
– Компания 3М представлена практически во всех странах. Мы наблюдаем, что сегодня появляется все больше компаний-производителей средств индивидуальной защиты. Конкуренция растет. Сейчас в мире защите работников уделяется гораздо больше внимания, чем 10–20 лет назад. Раньше это была просто обязанность работодателя. Сейчас же многие предприятия подняли уровень стандартов выше, чем минимальные обязательства государства, и выделяют немалые бюджеты для защиты своих сотрудников, – продолжает собеседник разговор о тенденциях на рынке СИЗ.
В Казахстане и России крупные компании сектора начали первыми адаптировать OHSAS 18001, международный стандарт в области охраны труда и управления вопросами безопасности. Это подтверждает их приверженность и дальше улучшать условия БиОТ своих сотрудников и, безусловно, подогревает рынок СИЗ для горняков и металлургов.
От СИЗ ждут инноваций
Предприятия-производители СИЗ существенно улучшили качество своих изделий. Компании используют достижения науки, чтобы совершенствовать защиту рабочих разных специальностей. Между марлевым респиратором и современной фильтрующей полумаской образовался разрыв в пропасть. На рынок средств защиты пришли инновационные технологичные тренды: «умные» материалы и цифровые технологии.
К примеру, что такое современный щиток сварщика? Это щиток с автоматически затемняющимся светофильтром, который мгновенно затемняется, когда загорается сварочная дуга. Он имеет несколько степеней затемнения для разных режимов сварки. Для сварщика – это возможность непрерывно контролировать качество шва и быть уверенным в своей защите.
Современные щитки оснащены Bluetooth датчиками, которые синхронизируются с телефоном. Можно устанавливать настройки светофильтров через приложение в телефоне, не снимая сварочного щитка. Подобные технологии также собирают статистику в процессе работы по времени работы, скорости, о режимах работы и т. д., что дает возможность работодателю оценивать эффективность того или иного средства защиты и определять новые меры повышения производительности труда.
Или другой пример. Для популярных на предприятиях ГМК полумасок со сменными фильтрами лидеры рынка разработали индикаторы износа изделия. Раньше противогазовые фильтры меняли при появлении запаха в подмасочном пространстве, фактически на основании субъективного фактора. Кроме того, с появлением запаха работник получал небольшую дозу вредных веществ, но достаточно регулярно. Индикатор ресурса фильтра эту проблему решает – он помогает точно определить, когда фильтр требует замены в конкретной рабочей среде, при этом не нужно ждать, пока человек почувствует запах сквозь изношенный фильтр.
Отдельного внимания заслуживают технологии, которые используются в изготовлении современных СИЗ. Например, антизапотевающее покрытие для линз защитных очков известно на рынке давно, однако проблема «запотевания» по-прежнему актуальна. Работники рискуют получить травму, снимая запотевшие очки, чтобы они «отпотели». Часто условия рабочей среды таковы, что необходимо совместное использование СИЗОД и защитных очков. В этом случае требования к их антизапотевающим свойствам еще выше. Для таких ситуаций компания 3М разработала новое запатентованное покрытие Scotchgard™, которое помогает справиться с проблемой в сложных производственных условиях с высоким уровнем влажности, риском перепада температур, предотвращает запотевание в течение длительного времени, в том числе после многократного мытья, а также защищает от химических воздействий, статического электричества и царапин (маркировки K и N с внутренней и внешней стороны линзы). Суть технологии заключается в том, что покрытие Scotchgard™ превращает капли воды на линзе в очень тонкий прозрачный слой, равномерно распределенный по всей поверхности линзы. Это значительно снижает рассеивание света, в результате – улучшается видимость.
Диджитализация в виде электронной системы учета выдачи СИЗ работникам внедряется на многих предприятиях. С помощью отпечатка пальца или электронной подписи фиксируется, что сотрудник получил средства защиты и обязуется ими пользоваться. Сотрудник не может попасть в производственное помещение завода без всех необходимых средств защиты. Система позволяет подтвердить работодателю, что он обеспечил всех своих сотрудников необходимыми СИЗ, а также упростить выдачу и учет, отслеживать объемы потребления.
Инвестиции в производительность
– К сожалению, каждое улучшение качества средств защиты и увеличение потребления СИЗ происходит на наших (российских – Ред.) предприятиях через несчастные случаи. Как бы это ни звучало страшно, именно аварии и гибель людей заставляют задуматься работодателя, а были ли хорошо защищены работники. Мы же стараемся работать на опережение. Стараемся донести в первую очередь до руководителей, которые принимают инвестиционные решения, что защищать людей жизненно необходимо. Необходимо предотвращать потерю здоровья, а не возмещать его. Практика показывает, что вложения в СИЗ себя оправдывают. Средства защиты доступны. Просто не всегда выделяются те бюджеты, которые позволяют закупать качественные СИЗ в необходимом количестве, – отмечает Сергей Фалаштинский.
Да, экономическая ситуация влияет на бюджетирование средств защиты, но лишь в том случае, если эти средства воспринимаются только как расходы. Тогда как средства индивидуальной защиты – это не только безопасность и здоровье работников, но и инвестиция в создание комфортного рабочего климата в компании, а в итоге – и в производительность труда.
От идеи до готового СИЗ
– Приезжая на производство, мы в первую очередь запрашиваем результаты специальной оценки условий труда, в которой отражена информация о всех вредных факторах на каждом рабочем месте. А также самостоятельно проводим аудит рабочих мест, на основании которого подбираем определенные СИЗ для работников разных специальностей. Затем начинается процесс опытной носки, тестирования нашей продукции. Через какое-то время работники дают нам свой отзыв об удобстве и качестве СИЗ. Для нас важны их мнения и пожелания.
Мы можем кастомизировать продукты по требованиям потребителя. Для этого у нас есть научно-исследовательская лаборатория на заводе в России, – рассказывает Сергей Фалаштинский о практике работы с потребителями.
Самое удивительное, что удовлетворение запросов потребителей для производителей СИЗ – не пустые слова, а философия организации собственной работы. Стратегии компаний-лидеров ориентированы на создание новых продуктов и услуг, необходимых работникам. И это очередной тренд рынка.
Так, благодаря «обратной связи» рождаются новые идеи. Тесный контакт с потребителями помогает инженерам 3М постоянно дорабатывать и улучшать свои продукты.
Компания известна в мире именно своими инновационными технологиями. За последние пять лет сумма инвестиций в научно-исследовательскую деятельность превысила 8,5 млрд долл. США, а общее количество патентов за все время работы составило 113 000. Причем большинство изобретений появилось специально по заказу потребителей.
– В 2008 году мы начинали российское производство с двух типов респираторов, сейчас выпускаем 15 моделей складных и чашеобразных респираторов, – уточняет эксперт. – Производим респираторы всех степеней защиты, с клапаном выдоха и без него, чашеобразные и складные, а также специализированные – с дополнительной защитой от запахов газов и паров. Одним из направлений мирового развития СИЗОД является комфорт, который ценится сотрудниками, влияет не только на применение/неприменение СИЗ работниками, но и даже на производительность труда. Мы постоянно работаем над улучшением технологий и материалов, которые используем, чтобы сделать респираторы более комфортными для работников. Используем фильтрующие материалы с пониженным сопротивлением дыханию. В реальных производственных условиях это означает, что дышать в таких респираторах значительно легче.
Быть здоровыми
Международные эксперты полагают, что факторы осведомленности в области ТБ и соблюдения требований безопасности пользователями СИЗ будут постоянно расти.
– Правильное и эффективное использование СИЗ позволяет людям возвращаться домой здоровыми, не терять слух и зрение, не приобретать профзаболевания. Чтобы привлечь внимание работников к проблеме, мы совместно со службами ОТ предприятий проводим комплексные программы, направленные на обучение и мотивацию работников защищать свое здоровье и на снижение рисков возникновения профессиональных заболеваний. Мы оказываем техническую поддержку, проводим аудиты, замеры эффективности используемых СИЗ (фит-тесты), формируем культуру применения СИЗ на производствах. Стараемся не только донести до работников важность использования СИЗ и информацию о последствиях, которые их могут ожидать в будущем, если они не будут пользоваться СИЗ, но обучить их правильному применению СИЗ, – говорит о миссии компании 3М Сергей Фалаштинский.
Осведомленность сотрудников, по его мнению, повышают непрерывные образовательные и мотивационные мероприятия. Качество продукта и комфорт тоже способны повысить желание работника носить СИЗ.
Справка:
Компания 3М – международная производственная корпорация, которая объединяет решения в области электроники, энергетики, здравоохранения, безопасности, промышленности и товары для дома.
Суть бренда 3М – Наука, воплощенная в жизнь.
Подразделение 3М в России было официально открыто в Москве в 1991 году. Компания начала свою деятельность на российском рынке с поставок материалов для производства дорожных знаков.
В 2008 году открылся первый производственный комплекс компании в г. Волоколамске Московской области. Сегодня на заводе работают около 20 различных производственных линий, выпускаются средства индивидуальной защиты, продукция для авторемонта, антикоррозионные покрытия, продукция по уходу за домом и продукция для офиса, материалы для обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляется переработка клейких материалов.
Марина Демченко
журнал «Горно-металлургическая промышленность» №7-2018