Летом этого года в силу вступил новый Кодекс РК «О недрах и недропользовании» (Кодекс о недрах – ред.). Он создает новый фундамент для развития горнодобывающего сектора страны. Новеллы, содержащиеся в нем, регулируют различные аспекты недропользования и смежных видов деятельности, включая геологоразведку, добычу, воздействие на окружающую среду и управление водопользованием.
Основными предпосылками для реформирования законодательства в сфере недропользования послужило состояние минерально-сырьевой базы, недостаточный уровень инвестиций в отрасль и борьба за их привлечение.
О том, какие условия разведки и добычи твердых полезных ископаемых гарантирует недропользователям Кодекс о недрах и какие новые правила устанавливает, — в интервью вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан Тимура Токтабаева.
— Тимур Серикович, расскажите, как изменится управление недрами после вступления в силу Кодекса о недрах.
— Как известно, восполнить баланс ресурсов возможно в результате геологоразведки за счет государственных, квази-государственных либо за счет частных инвестиций. Учитывая необходимые затраты в столь рисковую сферу деятельности, как геологоразведка, акценты в государственной политике делаются на привлечение частных инвестиций.
Как Вы знаете, 27 декабря 2017 года в республике принят Кодекс «О недрах и недропользовании», основанный на принципах либерализации законодательства, обеспечения ясных и прозрачных методов государственного регулирования. Основными нововведениями Кодекса о недрах являются переход от чрезмерного административного регулирования к экономическому стимулированию недропользователей, упрощение процедур предоставления права недропользования. Информация о недрах и недропользовании станет доступной и открытой.
Достижением Кодекса стал переход на систему подсчета запасов, основанную на международных стандартах публичной отчетности CRIRSCO и KazRC. Кодекс вводит действенные механизмы обеспечения исполнения обязательств по ликвидации месторождений при закрытии рудников и другие меры.
Внедряется новый инструмент реализации государственной политики в сфере недропользования — Программа управления государственным фондом недр В ней содержится анализ текущего состояния и перспектив развития сектора по направлениям (геология, отраслевые индикаторы). Она дает общее представление инвесторам о направлениях развития соответствующей отрасли на среднесрочную перспективу.
Основной целью Программы является обеспечение эффективного и безопасного воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, формирование государственной системы геологического изучения недр в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Она также защищает интересы Казахстана на внешнем рынке минерально-сырьевых ресурсов, решает социально-экономические задачи страны с учетом интересов экономики и охраны окружающей среды.
— Сможет ли, по Вашему мнению, Кодекс решить накопившиеся в недропользовании проблемы?
— Безусловно, принятые меры обеспечат улучшение инвестиционного климата сферы недропользования, повысится рейтинг конкурентоспособности горнорудной отрасли Казахстана. Благодаря увеличению затрат на геологоразведочные работы и привлечению новых технологий, вполне могут быть открыты новые месторождения. Подъем в отрасли обеспечит социально-экономическую стабильность регионов, появятся юниорские компании, откроются новые рабочие места.
— Тимур Серикович, как изменится государственное изучение недр? На каких этапах геологоразведки сфокусируется государство?
— Государственное геологическое изучение недр (ГГИН) включает целый спектр различных исследований. Комплекс работ может включать системные региональные геологические исследования и исследования с использованием космических методов дистанционного зондирования Земли. Геологосъемочные работы, аэро- и (или) космический сейсмологический мониторинг могут проводиться с целью получения комплексной информации и создания геологических карт, составляющих информационную основу недропользования.
ГГИН может включать инженерно-геологические изыскания для строительства; прикладные научные исследования в области изучения и использования недр, различные другие работы, проводимые для изучения земной коры и протекающих в ней процессов; проявлений полезных ископаемых и иных ресурсов недр. Одним из приоритетных направлений этой работы остается привлечение новых технологий в геологоразведочные работы.
При этом территория, на которой государство намерено проводить исследования, определяется в Программе управления государственным фондом недр, где указываются цели, задачи и характер планируемых работ.
— Тимур Серикович, расскажите об опыте проведения аукционов на право недропользования. В чем Вы видите их эффективность и есть ли недостатки?
— Первый аукцион был проведен в 2015 году. По его результатам сумма подписного бонуса составила 1,5 млрд тенге. В настоящее время большинство победителей первого аукциона уже заключили контракты на недропользование с компетентным органом. В ноябре прошлого года определились 58 победителей с общей суммой подписного бонуса более 3 млрд 6 млн тенге. В 2018 году из 34 участков недр определены победители по 31 участку недр. Общая сумма подписного бонуса составила 16 942 650 000 тенге.
Напомню, основным и единственным критерием определения победителя является наибольший размер подписного бонуса, предложенный участниками торгов. Приведенная мною статистика подтверждает увеличение интереса компаний к участкам недр, выставляемым на аукцион, и доказывает прозрачность проводимых аукционов.
— К слову, в аукционах участвовали не только крупные компании-недропользователи, но и мелкие «разведчики». Означает ли это, что в Казахстане возрождается старательство и формируется рынок юниорских компаний?
— В рамках проведенных аукционов спросом пользовались не только добычные, но и разведочные участки недр. Так в настоящий момент с победителями аукционов заключено 22 контрактов на разведку, 66 — на стадии заключения.
Замечу, что новый Кодекс о недрах направлен на привлечение в геологоразведку не только крупных игроков, но и небольших компаний, специализирующихся на разведочных и небольших добычных проектах, так называемых «юниорских». Как показывает мировая практика, юниорские предприятия открывают более 60% новых месторождений.
Кодексом внедрен и новый метод добычи твердых полезных ископаемых – старательская добыча. Под старательством следует понимать добычу твердых полезных ископаемых и минералов ручным способом с помощью разрешенных средств механизации и иного оборудования на отведенных участках и территориях. При этом применять химические реагенты с целью извлечения полезных веществ запрещается.
Основной целью введения института старательства является правовое закрепление данного способа добычи, что обеспечит привлечение граждан к добыче золота старательскими способами и послужит дополнительным источником пополнения бюджета.
журнал «Горно-металлургическая промышленность» №10-2018, Сергей Тен