На реализацию программы «Производительность-2020» за последние 5 лет направлено 36 млрд. тенге.
Четыре года в нашей стране действует программа поддержки бизнеса «Производительность-2020», принятая в рамках индустриальной политики. Основной ее целью является повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в приоритетных секторах экономики путем увеличения производительности труда. О том, какие результаты достигнуты за прошедший период и как изменятся инструменты и механизм реализации программы, – в интервью «КП» рассказал председатель правления АО «Казахстанский институт развития индустрии» Айдын КУЛЬСЕИТОВ.
– Айдын Женисович, программа «Производительность-2020» является одним из базовых инструментов модернизации промышленности страны, призвана стать «демонстрационной площадкой» преимуществ и путей достижения конкурентоспособного производства. Почему, на ваш взгляд, столь пристальное внимание уделяется этой работе?
– Прежде всего замечу, что производительность труда служит определяющим показателем эффективности любой производственной или экономической системы. Если брать национальную экономику, то базовыми характеристиками являются валовой внутренний продукт (масштаб экономики) и ВВП на душу населения (качество экономики). Последний показатель фактически является своего рода отражением производительности труда в той или иной стране, сколько дохода в среднем приносит один ее житель.
Если говорить о производительности в отдельно взятой отрасли, то она рассчитывается путем деления полученной валовой добавленной стоимости на количество задействованных работников. Таким образом, именно производительность может служить отправной точкой при расчете модели оптимальной структуры экономики, так как является связующим звеном между объемами продаж (маркетинг и продвижение товаров, экспортная и торговая политика, импортозамещение, логистика, инновационные продукты и научные исследования), уровнем удельных издержек (материалоемкость, энергоемкость, транспортные издержки, управленческие технологии, стандарты, новые технологии), рынком труда (занятость, подготовка кадров, внутренняя миграция, привлечение зарубежной рабочей силы), фондовооруженностью (модернизация производства, организация новых производств, трансферт технологий, налоговое стимулирование) и необходимыми инвестициями (макроэкономическая стабильность, инвестклимат и привлечение иностранных инвесторов, денежно-кредитная политика, инструменты поддержки).
Условно говоря, если знать, к какому уровню производительности труда стремишься, можно с достаточной точностью просчитать указанные выше параметры и то, какие усилия понадобятся для их достижения. Именно поэтому производительность труда – это основополагающий фактор второй пятилетки индустриализации. О необходимости ее повышения постоянно говорят на самом высоком уровне, в том числе это отмечается в программе «Нұрлы жол». В целом именно высокая производительность труда обеспечивает конкурентоспособность товаров, производств, отраслей и в конечном итоге устойчивость экономики.
В последнее время упали цены на нефть, прокатилась волна девальваций в ряде стран ближнего зарубежья, и отечественные товары стали менее привлекательными в ценовом аспекте. Однако определенный пласт предпринимателей не стал заявлять, что «все пропало, и нужно закрывать границы». Потому что их предприятия изначально были конкурентоспособными, производительность труда у них была высокой. Это руководители тех компаний, которые занимались своей производительностью. Они не рассчитывают только на закупки нацкомпаний, не требуют от них контрактов, не учитывающих ни качество, ни стоимость продукции. Это те руководители, которые за годы первой пятилетки получали поддержку от государства, но вкладывали ее в модернизацию оборудования, в свои маркетинговые стратегии, в улучшение качества продукции, в подготовку работников. Сегодня именно такие предприятия устойчивы к кризисам, способны даже в такой ситуации не только не «увять», но и захватывать новые рынки.
Приведу пример. Машиностроительное предприятие, участник программы «Производительность-2020», основной толчок своему развитию получило именно благодаря госпрограмме индустриализации. На предприятии добились очень высокой производительности труда – она сегодня самая высокая не только по Казахстану, но и среди других стран СНГ для аналогичных производств.
Я разговаривал с директором – да, ситуация непростая, появилось много дешевой российской аналогичной продукции. Но появились и перспективы: во-первых, снизилась стоимость завозимых из России материалов – металла и электродвигателей, во-вторых, появилась возможность заменить китайские детали на более качественные российские без увеличения конечной цены, в-третьих, улучшились возможности по привлечению квалифицированных инженеров из России и Беларуси. При этом крупные зарубежные компании в первую очередь ориентируются не на цену, а на качество, соблюдение стандартов и надежность поставщика. Поэтому рынок поставок сократился не так сильно, причем сейчас уже наметилась тенденция к восстановлению объемов продаж.
Для этого и десятков таких же высокопроизводительных предприятий сложившаяся ситуация в аспекте двух-трех месяцев после девальвации у соседей представляла определенные трудности, однако в среднесрочном периоде предоставила дополнительные возможности.
Повторюсь – именно рост производительности труда на предприятиях обрабатывающей промышленности может стать драйвером диверсификации казахстанской экономики. Он приведет к увеличению продаж, экспорта обработанных товаров и потянет за собой сектор профессиональных услуг, таких как ремонт и постпродажное обслуживание, инжиниринг, конструирование, промышленный дизайн…
Если говорить на языке статистики, то за 5 лет – с 2008 по 2013 год – производительность труда в нашей стране выросла на 60%. Много это или мало? Конечно же, это поразительный результат. Достаточно сказать, что Казахстан вошел в топ 25 стран мира и по абсолютному, и по относительному приросту производительности труда, то есть мы выросли и в масштабе экономики, и в ее качестве. То, что положительная динамика произошла по обоим направлениям, свидетельствует о качественных, системных изменениях в экономике, и в первую очередь – в обрабатывающей промышленности.
Так, за годы пятилетки средняя производительность труда в обрабатывающем секторе, по данным статистики, выросла с 37 до 51 тысячи долларов на человека, или на 57% в реальном выражении, в металлургии производительность увеличилась на 95%, в машиностроении – более чем в 2 раза, в химической промышленности – в 2,2 раза, в легкой промышленности – в 1,5 раза, фармацевтике – на 44%. Разумеется, это стало возможным благодаря реализации программы индустриализации. Причем сбалансированность проведенной работы позволила не только создать сотни новых предприятий с высокой производительностью труда, но и не допустить роста безработицы в результате высвобождения работников, мы – одна из немногих стран в мире, где численность работников в промышленности не только не сократилась, но и выросла.
– Каковы основные пути повышения производительности труда?
– Сегодня многие считают, что это достигается только через строительство нового суперсовременного завода. На самом деле это лишь один из способов, причем не всегда наиболее эффективный, если сравнивать затраты – время – отдачу. Производительность труда на действующем предприятии можно повысить (без кардинальной модернизации, с дорогостоящей заменой оборудования, реконструкцией цехов, приостановкой производства и тому подобное) через:
а) снижение издержек производства (внедрить принципы «бережливого производства», провести оптимизацию организации труда, системы учета материальных ценностей);
б) увеличение объемов продаж (улучшить дизайн продукции, внедрить новые маркетинговые стратегии продвижения своих товаров, выйти на рынки соседних областей, стран, нанять компании для проведения промоушн-акций).
Обычно эти меры помогают снизить себестоимость продукции или повысить уровень продаж как минимум на 5–20% при сравнительно небольших затратах, в основном на привлечение квалифицированных консалтеров, которые имеют опыт проведения подобных мероприятий. Если же речь все-таки идет о масштабной модернизации производства, то и здесь надо уделить внимание трем вещам: правильное бизнес-планирование, тщательное изучение рынка, наращивание компетенций персонала, в том числе самого топ-менеджмента.
Разумеется, для реализации масштабных задач по кардинальному росту производительности труда в обрабатывающей промышленности необходимо использовать все приведенные возможности. И одним из серьезных достижений первой пятилетки является как раз то, что практически для каждого предпринимателя, желающего повысить свою эффективность, сегодня созданы соответствующие инструменты поддержки: льготное кредитование и лизинг, инновационные гранты, возмещение затрат по сертификации, продвижению продукции на экспортных рынках, привлечение инжиниринговых и консалтинговых организаций, обучение персонала, в том числе за рубежом, и так далее.
– Сколько проектов и из каких отраслей получили поддержку по программе «Производительность»?
– Участниками программы «Производительность-2020» стали порядка 150 предприятий. Если «Дорожная карта бизнеса» идет широким фронтом, поддерживая практически все отрасли малого и среднего бизнеса через банки второго уровня, то «Производительность-2020» больше рассчитана на адресную работу, в основном с предприятиями среднего и крупного бизнеса путем модернизации, реструктуризации действующих предприятий или создания современных производств с перспективой развития их экспортной ориентированности.
По направлению модернизации и технического перевооружения действующих, создания новых конкурентоспособных производств в программе приняли участие 72 проекта из 16 регионов Казахстана и 8 отраслей промышленности. Из них по 70 проектам была оказана государственная поддержка по возмещению затрат за разработку комплексного плана модернизации, 13 проектов одобрено к финансированию через АО «БРК-Лизинг» на сумму более 27 миллиардов тенге. Проекты, вошедшие в программу, в большей мере приходятся на такие отрасли, как индустрия строительных материалов (21 проект), машиностроение (19 проектов), АПК (7 проектов), металлургия (7 проектов), химия (6 проектов), фармацевтическая промышленность (4 проекта), энергетика (4 проекта) и деревообрабатывающая промышленность (4 проекта).
Сервисная поддержка (инновационные гранты и возмещение части затрат по сертификации продукции и систем менеджмента качества) оказана 78 проектам.
– Можете ли вы привести конкретные примеры повышения производительности труда предприятий, воспользовавшихся инструментами поддержки?
– Благодаря программе предприятия Казахстана получили возможность модернизировать производство на льготных условиях, внедрять управленческие и производственные технологии, такие как бережливое производство, Кайдзен, система энергоменеджмента, АСУ, привлекать высококвалифицированных зарубежных специалистов и другое. Так, одним из участников «Производительности-2020» стало АО «Мунаймаш», которое приобрело 12 единиц высокоточного оборудования производства Японии, США и Бразилии, освоило прогрессивные системы автоматизации проектирования и управления производственными процессами. Производительность труда на предприятии повысилась в 2 раза.
При поддержке программы ТОО «СарыАрка Автопром» начало серийное производство первого казахстанского внедорожника SsangYongNomad методом CKD-сборки, включая сварку и окраску кузовов. Благодаря реализации проекта казахстанцы получили возможность приобретать автомобили отечественного производства, не уступающие по качеству известным мировым брендам. Производительность труда на предприятии выросла в 1,5 раза.
АО «Азия Авто» увеличило производственную мощность путем расширения сборочно-испытательного комплекса до 60 тысяч автомобилей в год при трехсменном режиме работы, создало 498 новых рабочих мест, и как результат – рост производительности труда в 2,8 раза.
Кентауский трансформаторный завод провел модернизацию производства и, уменьшив долю ручного труда, внедрил автоматизированные металлорежущие станки с числовым программным управлением. Производительность труда на предприятии повысилась в 1,5 раза.
Алматинский вентиляторный завод внедрил на предприятии «бережливое производство» Kaizen. С его применением производственные потери снизились на 50%, на некоторых участках – и на 60%. Компания добилась получения низкой себестоимости, рост производительности – в 1,2 раза.
ТОО «Цин – Каз» в рамках проекта приобрело оборудование по выпуску новых видов продукции – овощных консервов (12 видов овощных салатов) и новой многослойной упаковки для розлива кетчупов. В рамках программы были привлечены высококвалифицированные специалисты из-за рубежа. В результате реализации проекта начат выпуск новых видов продукции, снизился производственный брак за счет точного соблюдения операторами технологических режимов путем автоматического контроля и регулировки. Производительность труда на предприятии увеличилась в 1,2 раза.
В целом в реализацию программы за прошедшие 5 лет вложено 36 миллиардов тенге. Большая часть средств – 25 миллиардов тенге – выделена через «БРК-Лизинг» на модернизацию предприятий. Порядка 10 миллиардов тенге направлено на инновационные гранты и на другие инструменты – около миллиарда тенге.
– Какие предложения по совершенствованию программы предлагает КИРИ?
– По итогам реализации первого этапа программы Министерство по инвестициям и развитию совместно с нами как оператором программы проанализировало действующие меры господдержки и выработало предложения по оптимизации инструментов поддержки и процедур их предоставления. В настоящее время проект постановления согласовывается, есть поручение Премьер-Министра внести его в Правительство в первой половине мая текущего года.
Основные новации коснутся предоставления сервисных инструментов. Предполагается полностью перейти на принцип частичного возмещения затрат предприятия по повышению своей эффективности. Так, государственная поддержка заявителю будет оказываться в виде возмещения части затрат за разработку и/;или экспертизу комплексного плана инвестиционного проекта не только для получения долгосрочного лизингового финансирования через АО «БРК Лизинг», но также при разработке технико-экономического обоснования для проектов, включенных в республиканскую или региональные карты индустриализации.
Оптимизировано также предоставление инструмента возмещения части затрат на повышение компетенций работников предприятия через привлечение иностранных экспертов, подготовку и/;или переподготовку кадров, включая обучение, стажировку инженерно-технического персонала, топ-менеджеров, в том числе за рубежом. Возмещение затрат на совершенствование технологических процессов предусматривает теперь оплату расходов, понесенных при проведении технологического аудита, энергоаудита, консалтинга в области информационных технологий, подготовке инженерных решений, разработке промышленного дизайна.
Наряду с этим мы предлагаем включить в программу инструмент поддержки территориальных кластеров – данному направлению посвящен отдельный раздел программы с конкретными инструментами поддержки и механизмами их предоставления.
В нынешнем году на уровне Комиссии по промышленному развитию, возглавляемой Премьер-Министром, будет проведен конкурс по отбору трех территориальных кластеров и их дальнейшей поддержке. Сейчас уточняется регламент проведения конкурса, в котором могут принять участие любая бизнес-, отраслевая ассоциация или объединение юридических лиц, преобразованное в кластерную ассоциацию. Победителям первого этапа мы будем возмещать стоимость разработки стратегии, «дорожных карт». Будут привлечены иностранные специалисты для оценки, экспертизы и консультирования. С этой целью мы подписываем со Всемирным банком пятилетний контракт на сопровождение процессов кластеризации экономики. Консультанты Всемирного банка совместно с нашим институтом будут в течение 5 лет наблюдать, продвигать, консультировать и помогать имеющимся кластерам, а также помогать создавать условия для появления новых.
Предстоит масштабная работа, направленная как на системные изменения, так и на работу с конкретными предприятиями и бизнес-объединениями.
– Какие цели по повышению производительности труда ставятся перед нашей промышленностью на долгосрочную перспективу?
– Очевидно, что за первую пятилетку достигнуты неплохие показатели. Увеличив свою производительность почти на 60%, мы смогли подняться в мировом рейтинге с 54-го на 49-е место (по итогам 2013 года) и сократить свое отставание от среднего по ведущим странам ОЭСР на 13% (с 30 до 43%). Однако процессы индустриализации набирают ход, поэтому перед нами стоит еще более амбициозная задача – к 2024 году сравняться со средним уровнем производительности труда по странам ОЭСР – а это примерно около 120 тысяч долларов на одного работника. Для этого необходимы не только инвестиции. Потребуется пересмотреть большинство аспектов национальной экономической политики, – должна быть проведена трансформация денежно-кредитной, фискальной, бюджетной политик, на новый уровень переведена система подготовки и переподготовки кадров, маркетинговое сопровождение предприятий и продвижение экспорта.
Это сложнейшая комплексная задача, но если мы хотим сделать обрабатывающий сектор реальным драйвером экономики, другого пути, кроме как кардинально повысить производительность труда, у нас нет.
«Казахстанская правда», Рысты Алибекова