В Казахстане уже на протяжении полутора лет действует запрет на вывоз лома черных металлов. Ломообразование в стране составляет не менее 5-ти млн тонн, а ломосбор в течение 10 лет составлял 3,5 млн тонн. Очевиден высокий потенциал отрасли. О том, какие действия следует предпринять для улучшения ситуации и как может помочь в этом ГПИИР, корреспонденту BNews.kz рассказал председатель Ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» Владимир Дворецкий.
— Расскажите, пожалуйста, какое влияние оказала реализация первой пятилетки ГПФИИР на положение вещей в вашей отрасли? Имеют ли место существенные перемены?
— Вопрос обоснован, так как переработка лома – это производство, которое, как и любое другое, находится в развитии и совершенствуется. В настоящее время глубина переработки лома в стране составляет максимум 60-70%, то есть из минимум 5 млн тонн ежегодного ломообразования отрасль может легко переработать и реализовать 3-3,5 млн тонн. Стоит отметить, что внутренняя потребность в ломе черных металлов всеми металлургическими заводами республики не превышает 1,8 млн тонн. Для повышения глубины переработки и полного использования ресурсного потенциала отрасли необходимы технологическое обновление и соответствующие затраты. Тогда можно работать с труднодоступным ломом и «легковесом», который практически никто не собирает, но который при соответствующих технологиях легко превратить в высококачественное сырье для металлургических заводов. Разумеется, для этого отрасль должна стабильно развиваться. От государства требуется лишь одно: установить разумные, обоснованные, не дискриминационные правила игры. Всем сторонам нужно придерживаться этих правил. Такая работа ведется, и я уверен, что в течение 2-3 лет эффективность и прозрачность отрасли существенно возрастет.
— Как известно, одним из индикаторов реализации второй пятилетки программы считается способность экспортировать товар, что приведет к повышению уровня конкурентоспособности. Каково положение с этим сейчас и насколько реально повысить конкурентоспособность за счет экспорта металлолома, если сегодня пошлина составляет 15%?
— Это очевидно, что успешный экспорт – это критерий конкурентности. Наличие пошлины на экспорт в 15% означает скрытую субсидию металлургическим предприятиям. К примеру, при цене лома в 300 долларов за тонну отечественные металлурги будут покупать его минимум на 45 долларов дешевле, потому что 15% от суммы составляет пошлина. Это серьезное удешевление противоречит правилам ВТО, что признавалось уполномоченным органом еще более 10 лет назад.
— Насколько нам известно, из-за вступления в ВТО мы можем ожидать снижения пошлины только через 4 года. По вашим словам в недавнем интервью, мы будем проигрывать России в прибыли. Как вы считаете, есть ли альтернативные методы улучшения ситуации?
— Тогда же давалось поручение Премьер-министра о снижении экспортной пошлины. Мы надеялись, что к моменту вступления в ВТО ее уровень будет снижен хотя бы до размера российской, которая со следующего года будет составлять 5% по не менее 5 евро за тонну. Однако этот процесс, по словам министра Айтжановой (Жанар Айтжанова – министр по делам экономической интеграции РК – прим. автора), растянут на 4 года (хотя конкретных документов не было представлено). В течение этого времени Россия, конечно, будет иметь конкурентные преимущества, зарабатывая на нашем ломе. Однако и в этих условиях, в силу больших излишек лома в стране отрасль свою нишу в экспорте найдет и сохранит конкурентность.
— Возможно ли позитивное влияние ГПИИР в этом ключе?
— Позитивное влияние ГПИИР возможно в том случае, когда нашей отрасли предоставят стабильные условия для работы и все те инструменты поддержки, которые предусмотрены для любой другой отрасли, но не запрет экспорта или какие-либо иные дискриминационные меры. Мы также хотим внести свой вклад в эту работу. С этой целью для стабилизации и устойчивого роста отрасли, насыщения внутреннего рынка высококачественным ломом и повышения объемов и конкурентности готовой металлургической продукции рыночными методами, нашими ассоциациями и крупнейшими предприятиями отрасли разработан проект программы развития на 2015-2020 годы. В случае ее принятия и реализации приоритетность поставок лома на отечественные предприятия будет происходить естественным путем.
Нашей целью при этом будет не просто продавать им нашу продукцию, а сделать так, чтобы они стали выпускать больше металла и лучшего качества. После обсуждения в комитетах НПП с учетом всех замечаний и предложений проект программы будет представлен в Правительство РК.
Кроме того, крупнейшие предприятия отрасли, входящие в Ассоциации и контролирующие около 50% рынка, делают официальное предложение всем металлургическим заводам страны о приоритетных поставках лома на внутренний рынок на постоянной основе в объеме не менее 2-х млн тонн в год (что превышает внутреннюю потребность) и предлагают заключить долгосрочные договора, согласовав формулу цены. Таким образом, отрасль последовательно выстраивает свою работу, основываясь на поручении, данным Президентом правительству еще 03.06.2005 года о том, что металлолом, во-первых, должен направляться на переработку внутри страны, что остается на экспорт, и цены должны быть рыночными везде. Данное поручение является универсальным и сохраняет свою актуальность и сегодня.
— Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» и другими металлургическими предприятиями на данном этапе развития. Чего можно ожидать во взаимодействии в рамках реализации второй пятилетки и после?
— Мы и, надеюсь, наши партнеры заинтересованы в деловых, конструктивных и взаимовыгодных отношениях. Они должны быть основаны на равных возможностях и добросовестной конкуренции, поэтому считаю, что возникшая из-за запрета на экспорт лома активизация взаимоотношений всех заинтересованных сторон приведет их к позитивному выстраиванию на долгосрочную перспективу. Мы также рассчитываем на внимание со стороны НПП «Атамекен» и правительства страны.
— На что непосредственно в вашей сфере нужно обратить внимание для успешного достижения целей второй пятилетки ГПИИР?
— Стабильность правил, отсутствие дискриминации и резкое снижение теневой составляющей, которая нарушает добросовестную конкуренцию и тормозит развитие. В этой части мы начали сотрудничать с уполномоченным органом.
— Как вы считаете, какие ошибки были допущены в первой пятилетке и как их можно исправить в следующем этапе?
— Программа масштабная, проектов много, официальная информация имеется на сайтах. Подвести итоги не трудно, сравнив декларируемые параметры проектов и фактически полученные. Если говорить мое мнение, то первый блин не был комом, а стал основой тренд на несырьевое развитие страны. Однако хотелось бы отметить, что мы медленно избавляемся от представления о капитализации компаний в виде суммы денег, а не мозгов и технологий. Яркий пример – компания Apple, первая инвестиция в которую составляла 250 тысяч долларов, а сегодня она стоит 700 млрд долларов. Так вот эта разница и есть мозги и технологии. Именно из этих позиций и должны мы исходить во второй пятилетки ФИИР.
— Какие именно проекты необходимы в вашей отрасли в реализации ГПИИР и далее?
— Официально проектов пока еще нет. Если говорить об ожиданиях, то мы давно вынашиваем идею строительства электрометаллургического завода с производительностью примерно 1 млн тонн. Сырья для этого достаточно. Однако мы четко осознаем, что этот завод технологически должен быть лучшим в мире. Если говорить о горно-металлургическом комплексе в целом, то его потенциал существенно выше фактического интереса инвесторов, и это можно и нужно существенно улучшить, использовав, например, в качестве повода разработку и принятие кодекса, регулирующего деятельность горно-металлургической отрасли.
— Спасибо за беседу!