Горно-металлургической отрасли Казахстана, испытывающей жесткий прессинг негативной ценовой конъюнктуры на мировых рынках металлов, сегодня, как никогда ранее необходимы понятные «правила игры», адекватная налоговая и тарифная политика
Переход к плавающему курсу национальной валюты, позволивший заметно улучшить экономическую ситуацию в горно-металлургической отрасли республики, актуализировал и проблему разработки программы антикризисных мер. Ибо стало ясно, что замедление индустриального развития соседних России и Китая – основных потребителей казахстанского рудного сырья и металлов – носит достаточно затяжной характер, тогда как эффект от одномоментно проведенной в стране девальвации (будем называть вещи своими именами) является сравнительно непродолжительным. В создавшихся условиях особую важность обретает перенастройка «катализаторов развития» – тарифов, налогов и пошлин.
И хотя в предложениях на этот счет в последнее время недостатка не ощущалось, все же наиболее конструктивные из них были высказаны экспертами Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП).
О том, что позволяет ассоциации, которой, кстати, в текущем году исполнилось десять лет, быть «генератором идей» и успешно отстаивать интересы отрасли,
а также – о текущей ситуации в сфере налогов и тарифов – в интервью с председателем комитета горнорудной и металлургической промышленности Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» – исполнительным директором АГМП Николаем РАДОСТОВЦЕМ.
– Николай Владимирович, начать хотелось бы с отраслевой ассоциации. Ведь так редко бывает, чтобы едва ли не каждая озвученная АГМП инициатива находила отклик и поддержку и в отраслевом сообществе, и в высоких правительственных кабинетах. Есть ли тут какой-то секрет?
– Вы ошибаетесь, далеко не каждая. Ассоциация создавалась для продвижения интересов металлургов, горняков, угольщиков, атомщиков, золотопромышленников, всех тех, кто занимается добычей и переработкой твердых полезных ископаемых. В 2005 году представители горно-металлургической отрасли нуждались в эффективном законодательстве, диалоге с Правительством и предприятиями смежных отраслей. Да и в самом горно-металлургическом комплексе необходимо было налаживать социальное партнерство, способствовать взаимопониманию между работодателями, профсоюзными организациями и трудовыми коллективами. Так родилась практика
отраслевых соглашений, в рамках которых три уполномоченные стороны – отраслевое министерство, профсоюзы и АГМП определяли основные правила, касающиеся оплаты за работу во вредных и опасных условиях, ключевых подходов к обеспечению безопасности труда, развитию рационализаторства, изобретательства, наставничества.
Действительно, АГМП имела ряд приоритетных задач в области тарифной, налоговой, инвестиционной политики. И всегда вносила в Правительство предложения, которые формулировались на основе предложений, высказанных в трудовых коллективах.
Масштабируя, таким образом, принцип коллективного обсуждения, ассоциация стала ежегодно проводить съезды работников горно-металлургических предприятий, с тем, чтобы выслушать соображения региональных специалистов по реализации задач, связанных с повышением эффективности работы отрасли, экономией, бережливостью, обеспечением качества выпускаемой продукции и высокой производительности труда. В повестку съездов АГМП как организатор стремилась включать самые насущные вопросы, решение по которым, отраженное в резолюциях, становилось для отрасли обязательной для исполнения. Ведь помимо руководства АГМП эти документы подписывались представителями отраслевого профсоюза и Правительства. Такая форма работы показала свою жизнеспособность. Мы изначально стремились к компетентности, подразумевающей ответственность.
Поэтому не случайно ассоциация сыграла большую роль в формировании ГП ФИИР и ПИИР-2. В частности, экспертами АГМП совместно со специалистами Казахстанского института развития индустрии был создан мастер-план развития горно-металлургической отрасли, методологические подходы которого затем были использованы при разработке упомянутых выше госпрограмм.
И сегодня, став членом Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», АГМП не утратила своей основной функции – быть экспертной структурой и диалоговой площадкой для предприятий отрасли и государственных уполномоченных органов. Ассоциация аккредитована во всех министерствах и ведомствах, фактически с ее участием принят ряд важных для отрасли решений, таких как недопущение введения валютной пошлины для экспортеров, своевременный возврат НДС, создание стабильных налоговых условий, не говорю уже о разработке концепции нового кодекса о недрах…
– В ситуации с «плавающим» курсом тенге естественные монополисты
попытались добиться пересмотра тарифов на свои услуги. Резоны при этом приводились разные: от стремления сформировать единый рынок мощности до необходимости осуществить мероприятия, предусмотренные корпоративной программой модернизации. Однако при любом раскладе результат был один – значительный тарифный рост. Удалось ли как то обуздать эту тенденцию?
– Хочу сказать, что само по себе утверждение тарифов – процедура вполне заурядная. Ежегодно субъекты естественных монополий подают заявки на пересмотр ставок оплаты своих услуг и должны с цифрами в руках доказать обоснованность своих притязаний, что далеко не всегда получается.
Нынче же с ослаблением курса тенге эти попытки стали более настойчивыми.
Взять, к примеру, идею по созданию рынка мощности. Она не нова и имеет свою предысторию. До 2008 года рынок электроэнергии в Казахстане был вполне конкурентным. Горно-металлургический комплекс закупал электроэнергию у генерирующих предприятий по низким ценам, поскольку ценообразование регулировалось рыночными механизмами спроса и предложения.
Позже были введены так называемые «предельные тарифы, которые действовали с 2009 по 2015 год и утверждались специальным постановлением Правительства. Фактически можно было вложить инвестиции в модернизацию и наращивание мощности генерирующих источников, а понесенные расходы возместить за счет прироста тарифа, который был значительным и позволял отбить большую часть капиталовложений. То есть, расчеты Правительства и инвесторов в части модернизации генерирующих мощностей сработали.
Возник даже определенный переизбыток мощностей, чем и попытались воспользоваться представители электростанций и региональных электросетевых компаний, ратующих за скорейшее создание рынка энергетических мощностей.
Импульсом к подобным лоббистским действиям послужил все тот же «плавающий» тенге.
Необходимо сказать, что в АГМП внимательно следили за продвижением идеи рынка мощности и даже участвовали в совершенствовании его модели.
И хотя разработчики модели рынка мощности заявляли, что в целом по республике цены на электроэнергию снизятся, эксперты АГМП и Национальной палаты предпринимателей установили, что, по меньшей мере, в семи областях Казахстана они возрастут.
Руководители крупнейших горно-металлургических компаний, таких как ERG, «Казцинк», корпорация «Казахмыс» довели консолидированное мнение горняков и металлургов до высоких инстанций. В итоге Правительство на три года решило отложить введение рынка мощности. До лучших, так сказать, экономических времен.
Никто не спорит, нужно модернизировать сетевое хозяйство, строить новые подстанции и линии электропередачи. Но делать это следует с учетом интересов предприятий реального сектора.
– Еще одним серьезным вызовом, который ряд экспертов склонен относить к системным, является вопрос замены НДС налогом с продаж. Идут жаркие дискуссии, но уже сегодня становится ясно: бизнесу, в том числе и предприятиям ГМК уготовано непростое существование. С чем, на Ваш взгляд, связан столь крутой поворот в налоговой политике?
– Понятно, что налоговый режим не может оставаться неизменным на все времена, тут важно другое – его предсказуемость, адекватность, соответствие
экономическим реалиям.
Действительно, возврат НДС экспортерам за последние два года сильно осложнился. В АГМП связывают это с введением правил применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату. Сегодня предприятиям-экспортерам возмещается лишь четверть заявленных сумм. А все из-за того, что новыми правилами предполагается проверка до первого поставщика, то есть, всей цепочки. Это сложно, более того, зачастую невозможно. Фактически
возврат НДС прекращается по той причине, что проверки затягиваются на месяцы. А ведь в горно-металлургической сфере цепочки «поставщик-потребитель» существуют и действуют годами, все игроки сделок с тем же чугуном или медью уполномоченным фискальным органам хорошо известны. Что тут проверять? Подчас трудно бывает отделаться от мысли, что Министерство финансов просто не желает возвращать предприятиям положенные по закону суммы…
Введение же в Казахстане налога с продаж вместо НДС способно подорвать экономическую состоятельность компаний. Если в настоящее время НДС, уплачиваемый поставщиками и при импорте товаров, возмещается за счет покупателей, а также из бюджета, то при введении налога с продаж компании лишатся такого источника, что практически означает изъятие оборотных средств.
В горно-металлургическом производстве практикуются постоянные инвестиции в основные фонды, а также воспроизводство сырьевой базы, то есть постоянная закупка товаров и услуг на модернизацию. В случае отказа от механизма возврата НДС чистый доход предприятий может упасть и привести к разорению.
Более того, введение налога с продаж увеличит себестоимость продукции отрасли, что автоматически обернется снижением конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках.
Может возрасти и угроза убыточности разработки многих месторождений и целых горно-металлургических производств. Более того, поскольку в России налог с продаж не применяется, казахстанские производители, ориентированные на внутренний рынок, также пострадают от неравной конкуренции внутри ЕАЭС, ведь у них будут складываться большие налоговые наслоения от такого сбора.
Наконец, до сих пор остается неясным, будет ли налог с продаж, начиная с 2017 года, заменять НДС или данные сборы станут практиковаться параллельно?
Как видим, на карту поставлено многое. Поэтому для начала было бы целесообразным всесторонне обсудить и смоделировать переход с НДС на налог с продаж. Тщательно оценить регулятивное воздействие и разработать пошаговую процедуру отмены НДС.
Разумеется, на все это нужно время, поэтому АГМП предлагает осуществить налоговый переход в 2019 году. Однако если внедрение налога с продаж все-таки состоится в 2017 году, нужно обсудить возможность законодательного закрепления прав предприятий-экспортеров горно-металлургического комплекса на возврат превышения НДС в полном объеме или возможности зачета такого превышения в счет погашения других налоговых обязательств до введения налога с продаж.
Кроме того, АГМП намерено обратиться к Правительству с просьбой о компенсации увеличения нагрузки в связи с введением налога с продаж путем снижения обязательств по другим выплатам, в частности, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
– Итак, работы впереди много. Поскольку наше интервью состоялось накануне очередного – VI-го съезда работников горно-металлургической промышленности Казахстана, хотелось бы знать, какие вопросы включены в его повестку, ну и конечно же – каковы дальнейшие планы возглавляемой Вами Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий?
– В рамках съезда мы намерены обсудить задачи горно-металлургического комплекса в условиях новой экономической политики, рассмотреть дальнейшие меры государственной поддержки отраслевых предприятий, пути их адаптации к работе в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры. На рассмотрение делегатов будет вынесен проект кодекса о недрах и недропользовании.
Не останутся без внимания вопросы применения трудового законодательства, обеспечения социальных гарантий для работников ГМК, и, конечно же, проблемы
экологии, точнее – эффективности использования экологических платежей.
Ведь предприятия отрасли отчисляют в бюджет огромные суммы на проведение природоохранных мероприятий. Но приходится констатировать, что эти средства
не имеют целевого назначения. Официальная статистика свидетельствует, что лишь треть экологических платежей (менее 1% от общего ВВП) используется на охрану природы. А куда деваются остальные суммы?
В стране создалась ситуация, когда местные власти будто заинтересованы в экологически грязных производствах, потому что они пополняют бюджет территории. Наша ассоциация считает, что в интересах окружающей среды государству следует оптимизировать подходы к формированию как доходных, так и расходных частей бюджета, с целью устранения зависимости от природоохранных платежей и штрафов.
Невозможно существенно продвинуться по пути к «зеленой» экономике без того, чтобы не заинтересовать в этом природопользователей. Экологичные технологии недешевы, и те предприятия, которые активно их внедряют, должны иметь определенные стимулы. Ассоциация предлагает ввести льготы и преференции для поощрения горно-металлургических компаний, снижающих негативное воздействие на окружающую среду, делающих ставку на переработку и утилизацию отходов.
АГМП совместно с другими ассоциациями бизнеса РК также выступает за закрепление в Бюджетном кодексе РК нормы, позволяющей аккумулировать «эмиссионные и штрафные средства» и использовать их исключительно или хотя бы частично на охрану окружающей среды.
В дальнейших планах ассоциации – совместный с предприятиями поиск резервов
повышения эффективности их работы, содействие межотраслевой кооперации, локализации бизнеса, работа над оптимизацией налоговой нагрузки на отрасль. И, конечно же – дальнейшая разработка кодекса о недрах, который бы соответствовал всем нормам международной практики.
«Горно-металлургическая промышленность» №10, 2015 Юрий Фоменко