Сфера добычи и переработки твердых полезных ископаемых по-прежнему лидирует в рейтинге опасных производств. Отечественным компаниям год от года все сложней удерживать ведущие позиции в отрасли без привлечения дополнительных инвестиций в обеспечение безопасных условий труда, без внедрения наилучшего опыта по выявлению и предупреждению производственных рисков.
И тут на помощь бизнесу приходит государственная поддержка: создается законодательная база, существенно снижающая административный прессинг, число различных проверок и проверяющих. Разумеется, государство не может, да и не должно решить все проблемы. Добиться высоких показателей в сфере промышленной безопасности возможно лишь, делая ставку на квалифицированный персонал, модернизацию техники и оборудования, внедрение новых технологий и систем управления рисками.
О состоянии и перспективах развития промышленной безопасности и охраны труда на предприятиях ГМК страны, об успехах и проблемах – в интервью заместителя председателя комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК Нурбека КУНАНБАЕВА.
– Нурбек Сейткамзинович, для начала не могли бы Вы привести несколько цифр, дающих представление о масштабах работы по созданию в отрасли безопасных условий труда?
– Охотно. За шесть последних лет – с 2009-го по 2015 годы – в рамках мероприятий по выводу из эксплуатации технических устройств, отслуживших свой нормативный срок, компаниями заменено 7866 единиц различного оборудования и 396 технологических линий. Таким образом, следует отметить, что на предприятиях отрасли не прекращалась работа по модернизации материально-технической базы, поскольку в соответствии с действующим законодательством обеспечение надлежащих условий труда на опасных производственных объектах является одной из основных задач работодателей. Как показывает анализ, руководителями промышленных предприятий, в том числе – и ГМК, проводится целенаправленная работа по повышению уровня промышленной безопасности и охраны труда.
Вместе с тем, процент износа оборудования и сооружений на сегодня по-прежнему довольно высок, так как доля обновленных машин и агрегатов и объем механизмов, отработавших свой нормативный срок, несоизмеримы. На горнорудных предприятиях устраняются травмоопасные факторы, связанные с возможным падением кусков горной массы или неправильным обращением со взрывчатыми материалами при ведении горных работ.
Модернизируются и совершенствуются системы сейсмического контроля над геомеханическим состоянием подземных выработок; осваивается технология крепления пород очистных и проходческих забоев анкерами из стали и полимеров с применением установок, позволяющих дистанционно производить все операции по креплению без пребывания людей непосредственно в призабойном пространстве. Совершенствуется организация производственного процесса, пересматриваются программы и методики подготовки работников с учетом современных обучающих технологий. Внедряется интегрированная система менеджмента охраны окружающей среды, здоровья и безопасности труда по требованиям международных стандартов ИСО-9001, ИСО-14001 и OHSAS-18001.
– Какие меры предпринимается комитетом индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК для повышения эффективности государственного надзора над опасными производственными объектами?
– В связи с мораторием на плановые проверки, в 2015 году подписан 421 добровольный меморандум о сотрудничестве в сфере промышленной безопасности в целях недопущения аварийности и травматизма. В рамках этих меморандумов инспекторами при проведении совместных технических аудитов обследовано свыше восьми с половиной тысяч объектов на 265 поднадзорных предприятиях, по итогам которых выявлено 21 тыс. 821 нарушение правил и норм промышленной безопасности. По результатам этой работы даны предложения рекомендательного характера, без приостановок и привлечения к административной ответственности. В итоге руководители предприятий приостанавливали деятельность 534 опасных производственных объектов.
С выходом Предпринимательского кодекса РК в ходе надзорной деятельности инспекторами в I квартале 2016 года было обследовано 3 473 объекта на 214 поднадзорных предприятиях, в результате чего выявлено 9 859 нарушений, приостановлена деятельность пяти предприятий, в том числе 192 объектов, к ответственности привлечено 438 работников.
Большое внимание специалистами комитета уделяется выработке исчерпывающих технических и организационных мер, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации горно-металлургических, нефтегазодобывающих и ряда других предприятий. Дело в том, что в Казахстане большинство нефтегазовых месторождений характеризуются сложными горно-геологическими условиями с аномально высоким пластовым давлением свыше 850 атмосфер и высоким содержанием сероводорода (до 20 %) в углеводородном сырье.
Нарушение целостности производственных объектов на нефтегазовых месторождениях может привести к значительному материальному, экологическому и финансовому ущербу, а также повышает риск возникновения промышленных аварий и обуславливает большую зону поражения в Каспийском регионе. Важным элементом системы промышленной безопасности является профилактика и ликвидация аварий и несчастных случаев, которая проводится профессиональной аварийно-спасательной службой комитета.
В целях обеспечения надлежащего уровня готовности спасателей здесь постоянно занимаются повышением их квалификации, оснащением службы техникой, оборудованием и снаряжением. В результате грамотно организованной работы за последние семь лет (с 2009-го по 2015 годы) аварийно-спасательный отряд вызволил из беды 1575 горняков и металлургов.
– Помимо инспекционной и аварийно-спасательной деятельности комитет уделяет особое внимание совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы, для чего участвует в разработке отраслевых нормативных документов. Нурбек Сейткамзинович, какие законодательные инициативы в сфере промышленной безопасности и охраны труда Вы считаете наиболее полезными? Контроль над исполнением каких законов сегодня наиболее актуален?
– Напомню, что для защиты интересов малого и среднего бизнеса, а также снижения административных барьеров ранее было отменено лицензирование деятельности по эксплуатации грузоподъемных самоходных кранов и ведению аварийно-спасательных работ.
Во исполнение поручения Главы государства по реформированию разрешительной системы из 103 видов разрешительных и уведомительных документов в области промышленной безопасности в силе оставлено семь, их получение проводится через веб-портал «Электронное правительство» или через НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
Местным исполнительным органам переданы полномочия по контролю над надлежащей эксплуатацией опасных технических устройств, работающих под давлением более 0,07 МПа и (или) при температуре нагрева воды более 115 0С (организации теплоснабжения), грузоподъемных механизмов, эскалаторов, канатных дорог, фуникулеров, лифтов объектов жилищно-коммунального хозяйства. Всего органам местной исполнительной власти передано 41 тыс. 576 единиц различных опасных технических устройств.
В рамках реализации Закона РК «О гражданской защите» комитетом на основе прежних 97 нормативных документов разработаны и внедрены 26 правил промышленной безопасности, а также методические рекомендации для госинспекторов по проведению обследования опасных производственных объектов. Снижение общего числа нормативных актов связано с исключением из них инертных норм, напрямую не влияющих на безопасность и препятствующих развитию бизнеса.
Разработаны правила идентификации опасных производственных объектов и критерии отнесения их к объектам, подлежащим декларированию. К примеру, теперь автозаправочные станции с объемом хранения ГСМ менее 200 тонн исключены из списка декларируемых опасных производственных объектов. В переработанных «Правилах обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов» исключена необходимость постановки на учет в территориальном подразделении уполномоченного органа самоходных грузоподъемных кранов грузоподъёмностью до 20 тонн. А это составляет около 15 % всех эксплуатируемых в республике грузоподъёмных механизмов.
Для развития бизнеса внедрение этих новаций станет серьезным снижением «административного» пресса. Вместе с тем, в целях антитеррористической защищенности, усиления надзора за оборотом (движением) взрывчатых материалов и его координации одним государственным органом компетенция по выдаче «Лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, приобретению и реализации взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением» передана уполномоченному органу в области промышленной безопасности. Также в данную лицензию включена деятельность по «хранению взрывчатых и пиротехнических (за исключением гражданских) веществ и изделий с их применением», которая переведена из разряда разрешений.
– Государство законодательно закрепило положения, обязывающие компании совершенствовать системы промышленной безопасности, обеспечивать безопасность и сохранение здоровья работников. Руководство компаний выполняет их, и даже сейчас, в непростой экономической ситуации, очень внимательно относится к своим бюджетам, и не сокращает затраты на эти нужды. Тем не менее, несчастные случаи на производстве случаются. Каковы основные причины и можно ли их искоренить?
– В результате мер, предпринимаемых нами совместно с работодателями, наметилась определенная тенденция к ежегодному снижению уровня опасности объектов и показателей производственного травматизма. За последние семь лет число погибших от зарегистрированных аварий и несчастных случаев уменьшилось в 4,4 раза, а количество тяжело травмированных – в 2,3 раза. Вместе с тем, утверждать, что нам удалось заметно улучшить состояние промышленной безопасности в республике пока рано. Аварии и инциденты продолжают случаться.
Основное число травмированных приходится на горнорудную отрасль, что составляет более половины всех случаев по республике. Объекты угольной промышленности остаются наиболее сложными в обеспечении безопасности. Большая часть аварий происходит именно здесь, в частности, на угольных шахтах АО «АрселорМиттал Темиртау».
После происшедшей в феврале 2016 года аварии с человеческими жертвами на шахте «Северная» ОАО «Воркутауголь» нами была проведена надзорно-профилактическая работа в угольной отрасли республики по недопущению аналогичной трагедии, в результате которой были приостановлены горные работы в лаве на шахте «Тентекская» УД АО «АрселорМиттал Темиртау».
В минувшем году на опасных производственных объектах страны территориальными департаментами комитета зарегистрировано 11 аварий. Основными их причинами стали низкая технологическая дисциплина, недостаточная квалификация персонала, устаревшее оборудование, а также его некачественный монтаж и ремонт.
Работа в горно-металлургической отрасли связана с ежедневными рисками, и обеспечение промышленной безопасности на производственных объектах ГМК усложняется проведением работ во вредных и трудных условиях. Поэтому на угольных шахтах не редкость такие проблемы, как низкие темпы по строительству новых горизонтов, вентиляционных стволов и капитальных выработок для вскрытия нижележащих залежей угля; на горнорудных предприятиях – недостаточная организация работ по приведению в безопасное состояние горных выработок. Повышенная травмоопасность сохраняется в металлургической, химической и нефтехимической отраслях по причине высокой степени изношенности технологического оборудования (от 50 до 70 %).
Решить указанные выше проблемы позволит эффективное функционирование систем обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Необходимо также форсировать вскрытие новых горизонтов, проходку вентиляционных стволов и капитальных выработок в угольных шахтах, техническое перевооружение, вывод из эксплуатации морально устаревшего и физически изношенного оборудования.
Также необходимо регулярно практиковать научные исследования в части обеспечения безопасности проведения работ, связанных с горно-геологическими изменениями и геомеханической обстановкой. Мы уверены в том, что реализация указанных выше мер позволит добиться снижения аварийности и производственного травматизма на опасных промышленных объектах и тем самым обеспечить устойчивый рост экономики нашей республики.
«Горно-металлургическая промышленность» №4, 2016 Сергей Тен