Казахстанские компании пытаются встроиться в бурное течение «Индустрии 4.0», чтобы иметь хорошие шансы увеличить свою долю рынка в будущем.
Рыночное хозяйство XXI века отличается интенсивным и инновационным характером развития. Затянувшийся кризис горно-металлургической отрасли, сопровождающийся волатильностью рынков, мировой политической и социальной нестабильностью, положил конец жизни компаний ГМК по принципу «business-as-usual». Мировая индустрия входит в полосу грандиозных перемен. Мы становимся свидетелями построения циркулярной экономики, вмещающей в себе действенные инновации, огромный экономический эффект и новые скорости.
Рынок завис
Расстановка сил в бизнесе постоянно меняется. Счет идет на недели и дни. Риски для крупных компаний по-прежнему остаются, считает генеральный директор Wardell Armstrong Россия и Казахстан Юлия Бойко. Китай продолжает держать мировой горнорудный комплекс под напряжением. Колебания в промышленном производстве Поднебесной отвечают за 60% колебаний цен на металлы, потому что Китай, который потребляет половину мирового производства цветных металлов, замедляется быстрее, чем ожидалось. Цены на сырье, по ее данным, обрушились на 40% с уровня 2011 года. Акции горнорудных компаний сильно пострадали: упали в среднем на 28% в прошлом году и достигли дна 2008 года.
Страны Центрально-азиатского региона, по мнению заместителя директора Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), главного регионального экономиста Агриса Прейманиса, сильно зависят от товарных рынков, а значит, и от цен на сырье. Вот уже два года их экономика довольно хрупка и 2016-й обещает быть не менее сложным.
Казахстан достаточно сложно прошел последний квартал прошлого и первый квартал нынешнего года, но первые признаки роста уже налицо. И это заслуга руководства республики, считает экономист, поскольку «есть секторальные реформы, меняется законодательство, «Самрук-Казына» много делает для того, чтобы исправить ситуацию».
Но, несмотря на кажущееся восстановление, все компании, работающие в горнодобывающей отрасли, находятся в затруднительном положении, утверждают эксперты компании «Deloitte» в своем отчете «Тенденции развития -2016».
Примерно 10% золотых приисков по всему миру и «значительная часть» коксовых шахт работают с убытками. Производство энергетического угля также в упадке – 80% производств в США, 16% в Австралии и 19% в Индонезии являются экономически нерентабельными при текущих ценах спотового рынка. Подавляющее большинство китайских производителей железной руды также убыточно.
Долговая нагрузка в отрасли выходит из-под контроля. По данным, приведенным в отчете, на конец 2014 года чистая задолженность крупных горно-металлургических компаний достигала 690 млрд. долл. США, что равняется 64% их совокупной рыночной стоимости. А такая ситуация подталкивает компании принимать разнообразные меры по самосохранению, от погашения задолженности Glencore Xstrata за счет продажи новых акций до планов Barrick Gold по урезанию своих капитальных расходов и продажи активов.
Кризис не помеха
Во всем мире компаниям так или иначе приходится сталкиваться с капризами меняющейся конъюнктуры рынка. Есть и много других факторов, которые трансформируют бизнес-среду: сложная геополитическая обстановка, развитие компьютерных технологий, экономический рост в развивающихся странах.
По мнению руководителя Группы по оказанию услуг предприятиям добывающей отрасли в Северной и Южной Америке, «Deloitte» (Канада), Гленн Ивз, «добывающая отрасль переживает гораздо более сложное время, чем можно было ожидать. Изменяющийся баланс экономики Китая становится источником радикальных перемен. Восстановление цен на сырье занимает значительно больше времени, чем ожидалось. Необходимым условием для выживания является не следование определенным возможностям, а скорее принятие смелых решений».
– Нас всех интересует: что происходит в глобальной экономике? – с таким вопросом обратился к делегатам IX Астанинского экономического форума Президент Нурсултан Назарбаев и высказал мнение о том, что мир входит в новый экономический цикл.
– Мы видим, что глобальной экономике не удается нащупать твердую основу для устойчивого развития. Темпы роста замедляются уже который год. В 2015 году мировой ВВП увеличился лишь на 3,1% – это худший посткризисный показатель. Падение цен на сырьевые ресурсы снизило доходы в странах-экспортёрах и одновременно усилило дефляционное давление в странах импортёрах. В итоге проиграли все, — резюмировал Глава государства.
Предлагая обратиться к сути проблемы, Нурсултан Абишевич отметил, что «сегодня мир охватил процесс глубоких технологических преобразований, который, по мнению экспертов, ведёт к четвертой промышленной революции. Коренным образом меняется сама основа экономического развития. Мы окончательно переходим от «экономики ресурсов» к «экономике знаний и инноваций».
Как уверяют отраслевые эксперты, следующее десятилетие принесет большие и быстрые изменения, мировая промышленность изменится до неузнаваемости.
Более того, «есть опасность, что продукция горно-металлургических компаний окажется невостребованной», предупреждает внешний консультант Eurasian Resources Group (ERG) по бизнес-трансформации, профессор стратегии и устойчивости, доктор Надя Жексембаева, «поскольку серьезную конкуренцию ей составляют новые сверхтвердые материалы – графен и композиты».
– Учитывая, что жизненный цикл корпораций по всему миру сократился с 75 лет в ХХ веке до, в среднем, 7 лет с начала 2000-х, у капиталоемкого ГМК, чьи активы рассчитаны примерно на 45 лет, способности к выживаемости и генерации прибыли могут оказаться под вопросом, – считает она.
Не просто модное слово
Так что же нужно сделать, чтобы удержаться на плаву и не проиграть более напористым и гибким конкурентам? Однозначно: компаниям нужен качественный прорыв, а не просто надежда на лучшее будущее.
Для этого все промышленные «киты» в фундамент своих стратегий закладывают интеллектуализацию и высочайший уровень автоматизации производства, делая ставку на немецкую «Индустрию 4.0» или американский «Интернет вещей».
По мнению руководителя отдела систем управления перемещениями ООО «Сименс» Бьёрна Фреркинга, это отличный шанс произвести переворот в сегодняшней промышленности.
Четвертая промышленная революция отличается от предыдущих производственных теорий гибкостью подхода и интеллектуальностью, реактивностью и созданием «умных» производств. А главное, она основательно изменит цепочку создания прибавочной стоимости.
И, поскольку единственно верного рецепта в сложившейся ситуации нет, гиганты добывающей отрасли пытаются «примерять» различные сценарии.
Казахстан не исключение: и сюда не так давно пришло понимание того, что постоянно меняющиеся условия рынка требуют постоянной трансформации бизнеса. Ведь те компании, которым это удается, растут даже во время кризиса.
Поэтому не случайно на программу трансформации бизнеса, разрабатываемую в нашей стране по поручению Главы государства, возлагают большие надежды многие отраслевые эксперты. По их мнению, она станет двигателем экономических реформ, которые позволят отечественным предприятиям сделать существующие бизнес-процессы более эффективными. Эта своеобразная программа выживания направит их в сторону рентабельности, доходности, привлечения высоких технологий и роста интеллектуального потенциала всего коллектива.
К слову, в последнем десятилетии процесс трансформации стал популярным трендом, и многие зарубежные компании проходят его, чтобы соответствовать новым вызовам.
Одними из первых в Казахстане в программу масштабных преобразований включилась ERG (Евразийская Группа). Одной из успешных инициатив стала программа по повышению эффективности и снижению себестоимости под названием «Минус 10%». В работу по оптимизации и построению системы бережливого производства включились сотрудники всех уровней.
Первые результаты от внедрения инициатив не заставили себя долго ждать. На Донском ГОКе (АО «ТНК «Казхром») подросло производство брикетов с использованием подрешетного продукта, которое позволило компенсировать дефицит кускового материала. В АО «ССГПО» началась отработка дополнительных запасов, увеличилась емкость внутреннего отвала на Сарбайском карьере, повысилась эффективность использования техники на Куржункульском карьере.
Рост неизбежен
Топ-менеджеры ERG ищут новые возможности для роста стоимости казахстанских активов компании. Таковыми могут стать три проекта инвестиционной программы. Среди них – строительство завода по производству металлизированного продукта в Костанайской области, 3-й очереди завода по выпуску алюминия в Павлодарской области и реконструкция двух энергоблоков Аксуской ЭС.
Главной вехой трансформации Группы стал переход от финансового холдинга к операционному с централизацией и оптимизацией ключевых процессов. В основе преобразования лежит программа стратегического развития «Legacy» («Наследие»).
Одним из ее успехов можно считать переход на гибкое мульти-сценарное финансовое моделирование на кратко-, средне- и долгосрочные горизонты планирования. Такая интегрированная система позволяет оперативно реагировать на изменения внешней конъюнктуры и выбирать наиболее оптимальный сценарий развития компании, что поможет достичь баланса экономических и производственных показателей в операционной деятельности предприятий ERG и, как следствие, – прирастить прибыль. Она охватывает все предприятия Евразийской Группы в Казахстане: сотни производственных единиц и инвестиционных проектов.
Стоит также отметить, что в компании продолжает улучшаться централизованное управление операционными процессами от закупки до продажи. Существенным прорывом стало внедрение новой системы закупок «Куб данных», включающей в себя разработку категорийных стратегий, управление складскими запасами и корректировку годовых планов закупок. Для этого были утверждены единые – понятные и прозрачные – принципы взаимодействия Группы с агентами, трейдерами и потребителями, создана площадка для совместного закупа с другими предприятиями ГМК.
— Трансформация — это фундаментальное изменение бизнес-модели, поиск возможности «переродиться», сохраняя при этом рабочие места, инновации, вклад в благосостояние общества в целом. Только такая способность регулярного перерождения — не разрушать существующее, а находить ему новое применение — и является основой по-настоящему устойчивого развития экономики и общества в целом, — подытоживает внешний консультант ERG по бизнес-трансформации Надя Жексембаева.
Следующей вехой развития Группы станет рост, потенциал для которого руководство компании закладывает сегодня в развитие новых звеньев в цепочке передела, выпуск новых продуктов (например, редкоземельных металлов), освоение альтернативной энергетики. Стремление к трансформации дает Евразийской Группе шанс вступить в новую эру промышленности в числе первых, тем самым обеспечив себе задел на будущее.
«Горно-металлургическая промышленность» №5-6 Николай Ванжа