Нурлан Рыспанов: «У НАГН и АГМП есть общее стремление – обеспечение конкурентоспособности и повышение устойчивости развития горно-металлургической отрасли республики».
Конкурентоспособность Казахстана зависит от внедрения наукоемких технологий. Глава государства неоднократно подчеркивал важность НИОКР для развития экономики страны. Научно-исследовательские разработки, по словам Нурсултана Назарбаева, должны ориентироваться на потребности казахстанских предприятий.
Эксперты отмечают укрепление сотрудничества казахстанских университетов и бизнеса в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которое способно ускорить продвижение инноваций в обрабатывающем секторе. Правда, многие исследования проводятся ради исследований, и компании по разным причинам еще не готовы их внедрять.
Казахстан в 2016 году занял 75-е место в мировом рейтинге Глобального инновационного индекса (ГИИ), продвинувшись вперед по сравнению с 2015 годом на семь позиций. Но уже через год снова откатился на 78-е…
Парадокс: ведь развитие промышленности должно подкрепляться развитием науки и продвижением инновационных проектов. В глобальной экономике, фундамент которой строится на знаниях, инновации выступают локомотивом экономического роста. Они, по словам генерального директора Всемирной организации интеллектуальной собственности Фрэнсиса Гарри, могут стать тем рычагом, который поможет трансформировать наблюдающийся экономический подъем в долговременный рост.
Накануне Дня науки, приуроченного ко дню рождения выдающегося ученого Каныша Сатпаева, о причинах, сдерживающих внедрение результатов НИОКР, и приоритетных направлениях фундаментальных и прикладных исследований горнодобывающих и перерабатывающих производств в интервью нашему изданию рассказал президент Национальной академии горных наук (НАГН) Нурлан РЫСПАНОВ:
– Национальная академия горных наук свои основные направления научно-организационной деятельности видит не столько в сфере фундаментальных и прикладных исследований, сколько в формировании благоприятных условий создания и развития научно-инновационного потенциала технологической модернизации горнодобывающего комплекса Казахстана. Для нас прежде всего важно содействие государственным органам управления и организациям отраслевой науки, осуществляющим регулирование жизнедеятельности и функционирование отрасли в создании условий творческого взаимодействия науки и производства в этой сфере, содействие горным ученым в интеграции с научным сообществом на республиканском и международном уровне, оказание им помощи в продвижении результатов научной деятельности.
Что касается именно приоритетных направлений в фундаментальных и прикладных исследованиях, то они определены в основных программных документах государства, и важно лишь эффективно их реализовывать.
В частности, одним из приоритетов мы считаем продвижение добычи полезных ископаемых физико-химическими методами, например, методом подземного скважинного выщелачивания, и развитие технологий гидродобычи. По данному направлению в рамках Всемирного горного конгресса, который пройдет в этом году в Астане, НАГН проводит специальную сессию, на которую уже представлено почти 30 докладов из более чем десяти стран мира. Мы рассчитываем широко и качественно обсудить на сессии перспективы развития данных технологий не только на традиционную в Казахстане и других странах добычу урана, но и на металлы. Они высоко актуальны для стран, имеющих довольно богатую минерально-сырьевую базу, но с низкими качественными характеристиками.
НАГН также активно участвует в инициированной Главой государства программе цифровизации экономики, где одним из приоритетов является цифровизация базовых отраслей, одной из которых, несомненно, является горнодобывающая.
– Нурлан Бектасович, насколько, по Вашему мнению, эффективна действующая система поиска передовых технологий и проведения НИОКР предприятиями сектора? Опыт каких отечественных предприятий заслуживает особого внимания?
– К сожалению, приходится констатировать, что современная система поиска передовых технологий в Казахстане далеко не совершенна. Серьезные проблемы тут имеются как у институтов развития, так и у предприятий горнодобывающей отрасли.
Отдельными зарубежными структурами насаждается мнение, что в Казахстане науки нет, и все усилия поэтому надо направить на трансферт технологий. К сожалению, такое мнение можно услышать и от высоких государственных служащих, и от топ-менеджеров национальных холдингов. Если вы посмотрите на инвестиционные проекты предприятий, проекты программы «Производительность-2020», а также ряд других сфер продвижения технологий, то увидите, что подавляющее большинство из них имеет зарубежные источники. В то же время, обратите внимание, сколько отечественных проектов на уровне НИР и внедрения результатов НИР, имея высокие экспертные оценки, остаются без финансирования. Это, очевидно, говорит о том, что потенциал есть, а система мониторинга проектов НИР с момента возникновения идеи и до внедрения с последующим распространением мало эффективна.
Сейчас Фонд науки, реализующий программы продвижения результатов НИР, имеет большие проблемы в связи с, казалось бы, полезным требованием – наличия партнеров и соинвесторов по проектам. Предприятия не идут на это даже в случаях бюджетного софинансирования объемом 70–80 и даже 90 процентов.
Выделить на этом фоне какие-либо предприятия отрасли, которые заслуживают особого внимания, просто невозможно. Над этим надо работать как самим предприятиям, так и на государственном уровне – это есть одна из актуальных задач Национальной академии горных наук.
– Какие причины сдерживают интерес предприятий ГМК к проведению НИОКР совместно с научно-исследовательскими организациями? Какие меры, в том числе законодательные, могли бы придать импульс НИОКР?
– Причин, на мой взгляд, несколько, и они существенные. Основная заключается в недооценке важности развития собственного научно-инновационного потенциала, когда априори считается, что все заграничное лучше и качественней любого отечественного. Как отмечал Президент страны, нужна большая разъяснительная работа, нужны качественные научно-образовательные курсы. К сожалению, уровень подготовленности современного топ-менеджмента горных предприятий желает лучшего.
Я полагаю, что для серьезного понимания данного вопроса необходимо доводить до топ-менеджмента предприятий основы методологии технологической модернизации. Это одно из направлений сотрудничества НАГН с Ассоциацией горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП). Определенную роль тут могли бы сыграть Казахстанский институт развития индустрии, который несколько лет активно и продуктивно занимался разработкой концепции индустриальной политики, проводил аудит предприятий промышленности Казахстана в этом направлении; отечественные учебные вузы при подготовке магистров и докторов науки, отраслевые институты повышения квалификации.
Другой серьезной и системной причиной сдерживания процесса технологической модернизации является, как мы сегодня видим, нежелание национальных институтов развития делить риски с инноваторами и учеными. Они готовы возмещать расходы в случае успешной реализации проектов, но опасаются софинансировать рисковые для них проекты. Тут имеется большой потенциал, который можно реализовать только лишь в творческом союзе с соответствующими государственными органами.
Сама система отбора и финансирования проектов НИР и внедрения результатов НИР вызывает много вопросов и заслуженного возмущения общества. Достаточно вспомнить недавние результаты конкурса по грантовому финансированию НИР. По просьбе Счетного комитета РК НАГН недавно давала свое заключение по данному вопросу.
Отдельного и закономерного внимания заслуживает система финансирования НИР, в частности, базового. Базовое финансирование в Казахстане касается инфраструктуры научных организаций, но не касается самих ученых, что, на мой взгляд, больше способствует постепенному выхолащиванию науки, нежели ее развитию. Именно научно-инновационный потенциал является базой науки и технологической модернизации экономики, который включает в себя не только материально-техническое обеспечение, но и кадровый потенциал.
Не менее серьезной причиной является слабое стимулирование и отсутствие соответствующих инструментов на всех уровнях реализуемой промышленной политики по развитию компетенций на адаптивном и инновационном уровнях модернизации технологий, когда на базе имеющихся технологий есть возможность модернизировать и создавать принципиально новые. Предприятия и институты развития в основном концентрируются на эксплуатационном и промежуточном уровнях.
– Какую помощь в связи с этим НАГН оказывает предприятиям сектора? Нурлан Бектасович, расскажите о своем опыте работы с некоторыми из них и о планах на 2018 год.
– Несмотря на то что НАГН существует только второй год, академией уже разработан ряд эффективных инструментов и механизмов на основе государственно-частного партнерства. Уже сейчас они начинают вызывать у предприятий живой интерес, и мы надеемся на их успешное продвижение в ближайшей перспективе.
К примеру, по просьбе Евразийской Группы по их 24 инновационным задачам в области переработки минерального сырья НАГН, используя отечественный и зарубежный потенциал своих партнеров, подготовила 66 решений. Мы предложили Евразийской Группе совместно провести конференцию, чтобы менеджмент компании и авторы решений очно и всесторонне обсудили их и выбрали наиболее подходящие и эффективные.
На 2018 год у НАГН очень обширные планы и в том числе по интеграции аналогичных усилий с горными научными сообществами стран Евразийского сообщества и других зарубежных стран.
В этом году мы планируем расширить свою филиальную сеть в регионах Казахстана, наладить устойчивые связи с профильными партнерами, государственными соответствующими органами и отраслевыми сообществами. НАГН продолжит выпуск своего журнала «Вестник Национальной Академии Горных Наук», который начал издаваться в конце прошлого года. Мы рассчитываем, что он будет хорошей диалоговой площадкой для обсуждения как научных, так и научно-организационных проблем. В нем сейчас активно публикуются и наши, и зарубежные партнеры.
– И в заключение нашего разговора, поделитесь перспективами совместной работы НАГН и Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана в рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного в начале марта этого года.
– В Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических компаний НАГН видит одного из своих партнеров по ряду направлений деятельности. У нас есть общее стремление, одна общая цель – обеспечение конкурентоспособности и повышение устойчивости развития горно-металлургической отрасли Республики Казахстан.
Буквально накануне этого интервью в офисе АГМП состоялось совместное заседание руководства АГМП и НАГН, где были рассмотрены вопросы сотрудничества и подписано соглашение о сотрудничестве. По результатам встречи мы подготовили план сотрудничества наших организаций на 2018 год.
Основные направления совместной работы НАГН и АГМП:
- содействие эффективному функционированию систем высшего и послевузовского профессионального образования по вопросам подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров повышения квалификации;
- разработка и рецензирование проектов государственных программ и других программных документов, касающихся развития горнодобывающей отрасли страны;
- содействие государственным органам в реализации нормативно-законодательной деятельности в рамках своих компетенций; сотрудничество с государственными уполномоченными органами по разработке рекомендаций и предложений по повышению эффективности управления горнодобывающей отраслью в сферах ее регулирования в соответствии с компетенциями сторон;
- создание условий для обмена идеями, информацией, содействие в распространении информации о методических разработках, учебных программах, публикациях сторон;
- организация и проведение совместных научно-практических и научно-методических симпозиумов, конференций, образовательных семинаров и других мероприятий.
Сергей Тен