Понятие комплаенс, как принцип ведения бизнеса в соответствии с требованиями законодательства, пришло из банковской сферы и стало очень востребованным. Сегодня комплаенс-служба есть во многих компаниях. В чем особенности деятельности комплаенс в секторе горно-металлургической промышленности рассказал Управляющий директор по правовым вопросам и комплаенсу золотодобывающей компании «Алтыналмас» Арман Маркашов.
— Арман Досмуханович, Вы возглавляете Управление по правовым вопросам и комплаенсу одной из крупнейших золотодобывающих казахстанских компаний. Расскажите, в чем особенность работы комплаенс в промышленной сфере?
— Работа комплаенс-службы, в первую очередь, направлена на предупреждение бизнес-рисков, разрешение проблемных вопросов и контроль за соблюдением законодательных и этических норм. Наличие службы комплаенса – это показатель прозрачности и ответственности компании перед своими стейкхолдерами, что увеличивает ценность ее репутации и повышает ESG-рейтинги, ведь основа ESG — это открытость и подотчетность через раскрытие корпоративной нефинансовой информации. Наше подразделение контролирует обеспечение нормативно-правового соответствия компании и помогает сотрудникам выполнять свои должностные обязанности в соответствии с Кодексом корпоративной этики и основополагающими ценностями. Понятие «комплаенс» достаточно широкое. Зачастую служба комплаенс во многих компаниях ограничивается антикоррупционной работой и внедрением этических стандартов в поведении. В «Алтыналмас» оно включает в себя контроль за соответствием деятельности компании казахстанскому законодательству, международным требованиям и контрактным обязательствам.
В этом году нами планируется создать институт комплаенс-офицеров на предприятиях в регионах из числа добровольцев. Эти сотрудники пройдут обучение, научатся прогнозировать юридические и репутационные риски бизнеса, минимизировать их последствия, а затем будут внедрять принципы комплаенс на местах, можно сказать станут блюстителями порядка.
— Насколько важна слаженная работа комплаенс-службы и внедрение ее основополагающих принципов для развития внутрикорпоративной культуры? Как сотрудники принимают все правила и стандарты, этические нормы?
— По сути мы оказываем содействие компании, сотрудникам, акционерам и партнерам-поставщикам в предотвращении серьезных последствий в результате несоблюдения определенных требований. Комплаенс отслеживает изменения в законодательных актах РК и международном праве, обеспечивает актуальность политик и процедур компании в области нормативно-правового соответствия. В самом начале своей деятельности мы ввели Горячую линию, которая действует до сих пор, и позволяет любому работнику на условиях анонимности сообщить о нарушении деловой корпоративной этики, законодательства или внутренних правил.
На каждое обращение мы реагируем, если имеется нарушение, то устраняем. За последнее время сотрудники стали активнее пользоваться Горячей линией, это говорит о сознательности и ответственности наших коллег. Согласитесь, повышение корпоративной культуры невозможно без соблюдения этических принципов. Перед нами стоит задача — максимально вовлечь сотрудников компании в систему комплаенс, тем самым повышая комплаенс культуру в «Алтыналмас».
— А что касается внешних стейкхолдеров, какая работа ведется в этом направлении со стороны комплаенс?
В своей деятельности мы в «Алтыналмас» определили курс на переход от контроля к системе помощи. Служба комплаенс усилила свою вовлеченность в процесс проведения закупок. Отслеживаются компании, попавшие в санкционный список, все поставщики проверяются на благонадежность. Участвующие в так называемых «серых схемах» вносятся в список «рисковых». Мы разработали Кодекс этики для поставщиков товаров, работ или услуг, принципы, установленные данным Кодексом, распространяются на всех поставщиков, желающих вести бизнес с компаниями группы Алтыналмас, а также на всех тех, кто работает с поставщиками от лица группы, в том числе, распространяется на субподрядные организации. Цепочка отслеживается, и если поставщик не разделяет или нарушает данные принципы «Алтыналмас» оставляет за собой право пересмотреть продолжение коммерческих отношений с таким поставщиком.
В 2021 году в Казахстане был принят новый Экологический кодекс с обновленной концепцией перехода к «зеленой» экономике, включающий в себя повышение ответственности природопользователей и ужесточение ряда требований к ним, в том числе, и к горнодобывающим компаниям. Как реализуется этот мегатренд в «Алтыналмас»?
— Действительно, сегодня в нашей стране активно продвигается идея внедрения наилучших доступных «зеленых» технологий. По сути, это «пропуск» на международный уровень. Но переход к «зеленой» экономике, как к любой новой модели хозяйственных и общественных отношений, не обходится без сложностей. К примеру, это заключается в перестроении и адаптации системы к новому подходу. Работники должны быть подкованы, знать все законы и внутренние нормативные документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей. Экологический кодекс поменялся, а времени для адаптации не так много. Учитывая все риски в вопросах охраны окружающей среды в компании был переосмыслен подход к правовому контролю и в сфере комплаенс, была введена отдельная функция – экологический комплаенс. Главный специалист по вопросам экологического комплаенс является связующим звеном между экологическим законодательством и производственными процессами. И введение экологического комплаенс в нашей компании – это одно из основных достижений прошлого года.
Напоследок отмечу, что этот Год для «Алтыналмас», которая следует принципам устойчивого развития, юбилейный. И объявлен топ-менеджментом компании Годом комплаенс, это свидетельствует о том, что мы уделяем большое внимание правовым и этическим взаимоотношениям в компании. Мы намерены повышать профессионализм сотрудников, внедрять передовые цифровые решения, все для того, чтобы «Алтыналмас» оставался в числе лидеров золотодобывающей отрасли в Казахстане.
Мира Аблаева