Как привлечь финансирование для казахстанской горнорудной компании в условиях мирового падения цен на ресурсы.
Во времена нестабильных цен на природные ресурсы привлекать инвестиции в добывающие компании становится сложнее, Казахстан в этом плане не является исключением. Однако при правильном подходе к организации проекта деньги на развитие бизнеса найти можно. О том, как это сделать, рассказывает директор лондонского горнорудного торгово-инвестиционного банка Hannam & Partners Инго Хофмайер (Ingo Hofmaier). Собеседник Forbes Kazakhstan специализируется на сделках по слиянию и поглощению в горнорудном секторе и корпоративных финансах. Ранее Хофмайер работал в австралийско-британской горно-металлургической компании Rio Tinto, фокусируясь на сделках группы по созданию совместных предприятий и мультиюрисдик-ционным транзакциям.
— Что вы думаете о международном рынке капитала с точки зрения малых горнорудных компаний?
— На данный момент привлечение средств на рынке акций для малых горнорудных компаний является большой сложностью, поскольку экономический цикл их не поддерживает. Несмотря на то что у малых компаний относительно небольшие бюджеты, в особенности у компаний с проектами в области цветных металлов, они воспринимаются как более рискованное вложение, отчасти потому, что денежные потоки для них являются лишь перспективой в будущем.
Инвесторы ищут проекты, в которые требуется вложить тот самый необходимый «последний доллар» на лучших для себя условиях, на более зрелых стадиях, под управлением команд, имеющих опыт как в отрасли, так и в местной бизнес-среде. Для компаний, работающих с «непопулярным» сырьем, таким как уголь и железная руда, дисконты к оценке достигают свыше 96%. Например, для компании с NPV (чистая приведенная стоимость) проекта в $100 млн, не обеспеченной финансированием, рыночная оценка составит менее $5 млн. Финансирование для компаний на стадии разведки сейчас труднодоступно.
— На какие компании следуют обращать внимание инвесторам при нынешних рыночных условиях?
— Безопасным вложением станет в проверенные временем компании с действующим производством и низкой операционной себестоимостью, однако у таких компаний ограниченный потенциал прироста акций.
Если инвестор нацелен получить высокую доходность от своих инвестиций, ему следует выбрать еще не производящую компанию, что, в принципе, и представляет собой сегмент малых, или так называемых юниорских, компаний. При выборе инвестору стоит обратить внимание на компании с хорошим менеджментом и проектами с высокой рентабельностью, которые можно профинансировать при нынешних условиях на рынке. Масштаб проекта важен, поскольку без крупного инвестора сложно обеспечить запуск большого производства.
Высокий показатель внутренней ставки доходности (IRR) проекта — это минимум, на который должен обратить внимание инвестор. Таким образом, высокий IRR, низкие риски, возможность начать генерировать положительный денежный поток в ближайшем будущем — вот ключевые показатели, которые делают компанию приемлемой для инвестиций.
Мы определенно избегаем инвестиций в компании с капиталоемкими проектами, так как для рынка предпочтительнее небольшие и прибыльные предложения, нежели огромные проекты, которые сложно профинансировать. Большие проекты могут быть профинансированы лишь крупным инвестором, обычно в лице крупных горнодобывающих компаний.
— Были ли прецеденты успешных юниорских компаний в Казахстане за последние несколько лет?
Одним из ярких примеров малых горнорудных сомпаний за последние несколько лет стала компания Central Asia Metals с проектом выщелачивания медных отвалов «Коунрад». Рынок, можно сказать, вознаградил менеджмент компании за раскрытие полного потенциала проекта. Со средними по размеру запасами меди проект «Коунрад» достиг капитализации свыше $300 млн на Лондонской фондовой бирже (LSE). Ключевым фактором стал своевременный запуск проекта с экономией выделенного ему бюджета. По завершении расширения Central Asia Metals планирует производство 15 тыс. тонн катодной меди в ближайшем будущем.
Следует понимать, что на первый этап строительства в 2010 году компания привлекла финансирование через биржу, в период, когда рынок капитала испытывал затруднения, и с тех пор компания сделала полный возврат инвестиций в виде дивидендов, не говоря о приросте стоимости акций с момента листинга. Это идеальный пример того, как хороший менеджмент может распорядиться активом, потенциал и возможности которого он хорошо понимает.
— Недавно в Казахстане было IPO малой горнорудной компании АО «БАСТ», что достаточно оживило местный рынок. Вы следили за этой историей?
— Да, в своем роде для Казахстана это прорыв, который может раскрыть потенциал казахстанского рынка ценных бумаг для местных горнорудных компаний. Нам нравится несколько аспектов этой истории.
Во-первых, месторождение Максут выглядит как качественный медно-никелевый актив среднего размера. Характеристика руды предполагает флотационный метод обогащения, что позволит производить высококачественный продукт с добавленной стоимостью, который можно будет с легкостью реализовы-вать прежде всего в России, Китае и других соседних странах. Во-вторых, управляющая команда, подкрепленная якорным стратегическим партнером в лице private equity группы RCG, обладает всеми качествами для успешной реализации проекта. У RCG очень сильная техническая и инвестиционная команда, которая располагает хорошими возможностями для раскрытия стоимости горнорудных проектов в Казахстане.
RCG придерживается эффективной стратегии запуска относительно небольшого производства на начальных этапах, что позволит компании достигнуть финансовой самостоятельности и только потом перехода на более масштабное производство. Это очень важный аспект, поскольку малые горнорудные компании часто допускают ошибку и инвестируют слишком много в разведку, в то время как главный приоритет при текущих рыночных условиях — это стабильный денежный поток
«Forbes Kazakhstan», Александр Воротилов