Журнал «Горно-металлургическая промышленность»№3 — 2014
Автор: Гурий ШЕДИН
[dropcap]Д[/dropcap]ве тысячи тонн урана (или десятую часть всей урановой добычи Казахстана) впервые в минувшем году произвели специалисты казахстанско-канадского СП «Инкай» – «дочернего» предприятия НАК «Казатомпром» и Cameco Corporation, деловые интересы которой в республике представляет ТОО «Cameco Kazakhstan».
Примечательно, что рост производства (ранее «дочка» добывала 1 500 тонн урана в год) достигнут без какого-либо сокращения социальных программ или урезания зарплаты. Несмотря на неблагоприятную ценовую конъюнктуру внешних рынков, СП сохранило реноме социально ответственного предприятия.
За счет чего инвесторам удается, образно говоря, убивать двух зайцев: наращивать объемы урановой добычи и обеспечивать социальные гарантии, на этот и другие вопросы мы попросили ответить президента ТОО «Cameco Kazakhstan» Галымжана ПИРМАТОВА.
– Напомню, что СП «Инкай», 40% долевого участия в котором принадлежит АО «НАК «Казатомпром», а 60% – Cameco Corporation, работает в Казахстане с 1996 года. За это время канадские инвесторы смогли по достоинству оценить и инвестиционный климат республики, и ее общественно-политическую стабильность – главный, пожалуй, залог устойчивого экономического развития, – пояснил наш собеседник. – СП «Инкай» дислоцируется в Сузакском районе Южно-Казахстанской области, где разрабатывает одноименное месторождение урана гидрогенного типа, крупнейшее в Шу-Сарысуйской урановорудной провинции. Рудоуправление предприятия находится в десяти километрах к северу от поселка Тайконур.
Площадь месторождения условно делится на четыре участка, причем участки № 1 и № 2 приходятся на центральную часть Инкая, третий составляет северный, а четвертый – южный фланг месторождения. СП имеет лицензию на добычу урана на площади в 16 с половиной квадратных километров (участок № 1), где утвержденные государственной комиссией запасы составляют свыше 42 тыс. тонн U. Кроме того, предприятию также выдана лицензия на проведение геологоразведочных работ с последующей добычей на площади в 470 квадратных километров (участки № 2 и № 3), где общий объем запасов прогнозируется на уровне не менее 200 тыс. тонн. Говорю об этом так подробно для того, чтобы стало ясно: СП «Инкай» пришло в Казахстан всерьез и надолго.
С начала разработки месторождения канадская сторона в лице Cameco Corporation вложила в него около 400 млн. долларов.
Более того, стремясь обеспечить дальнейшее устойчивое развитие производства, в ТОО «Cameco Kazakhstan» и СП «Инкай» пошли на создание программ по социальному партнерству. Ибо бизнесмены отчетливо осознали прямую взаимосвязь между преуспеванием компании и благополучием местных жителей.
– Сначала о преуспевании предприятия и росте производства… Известно, что еще в 2012 году между СП «Инкай» и АО «НАК «Казатомпром» было заключено соглашение, предусматривающее, во-первых, существенное увеличение объемов добычи т. н. «желтого кека», а во-вторых , строительство в Усть-Каменогорске завода по аффинажу урана. В какой стадии сегодня находится осуществление этих инициатив?
– Действительно, два года назад мы подписали соглашение, в котором определили совместные планы на будущее по росту добычи на месторождении Инкай (участки № 1 и № 2) и зафиксировали стремление нашего стратегического партнера – «Казатомпрома» создать в Казахстане производство по аффинажу урана. Документом предусматривается, в частности, возможность увеличения урановой добычи СП «Инкай» до 4 тыс. тонн при условии передачи канадской стороной технологий по аффинажу и конверсии урана. Но, как известно, возможность такой передачи жестко регламентируется международным законодательством. Лишь в ноябре прошлого года между Казахстаном и Канадой было подписано соглашение о мирном использовании атома, которое позволило начать более тесное сотрудничество в данной сфере. В настоящее время НАК «Казатомпром» и ТОО «Cameco Kazakhstan» учредили новое совместное предприятие – ТОО «Ульба Конверсия», которое будет создано в Усть-Каменогорске на базе Ульбинского металлургического завода. Доля НАК в новом СП составляет 51%, Cameco принадлежат 49%.
На данном этапе завершена разработка пред-ТЭО аффинажного производства, технико-экономическая документация сейчас находится на рассмотрении участников проекта. После ее утверждения начнется работа над ТЭО, которая будет финансироваться партнерами пропорционально их долям участия.
Производственная мощность будущего предприятия составит 6 000 тонн урана в год. Начало строительства запланировано к 2018 году. Осуществление этого проекта следует считать одним из этапов реализации планов НАК «Казатомпром» по формированию транснациональной вертикально-интегрированной компании полного ядерного топливного цикла. Новое СП позволит наладить выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью, обеспечить дальнейший приток зарубежных инвестиций в урановую отрасль и создать новые рабочие места.
Что касается производственных планов на среднесрочную перспективу, СП «Инкай» пока не планирует наращивать объемы урановой добычи, зафиксировав их на уровне 2 000 тонн в год. Связано это не только с неблагоприятной ценовой конъюнктурой на мировых рынках, но и с необходимостью провести серьезную работу по снижению себестоимости урановой добычи в СП «Инкай».
Считаю, это пойдет только на пользу отрасли. И когда урановые цены снова поднимутся, прибыльность казахстанских добывающих предприятий многократно возрастет. А путей снижения затрат и издержек немало, начиная от полигона добычи и заканчивая заводом по выпуску гексафторида урана.
Это и снижение потребления реагентов на килограмм добытого урана, и буровые работы, и затратная часть по закупкам, и сама технология добычи… Кто старается, тот найдет способ уменьшить себестоимость.
– Уран и его переработка в общественном сознании традиционно ассоциируются с повышенной опасностью радиационного загрязнения природы. Что предпринимают канадские инвесторы, занимающиеся в Казахстане урановой добычей, для того, чтобы минимизировать экологические риски?
– Помимо финансовой эффективности, к корпоративным приоритетам Cameco и его СП в республике также отнесены бережное отношение к окружающей среде и соблюдение норм безопасности труда. Начнем с того, что при разработке месторождения Инкай нами применяется метод подземного сернокислотного выщелачивания – более дешевый и экологически безопасный, чем добыча карьерным способом.
Я уверен, когда придет время проводить рекультивацию уже отработанных полигонов, компания сможет на практике продемонстрировать, что возвращенные в хозяйственный оборот земли по своему ландшафту, дозиметрическим параметрам или бонитету не будут ничем отличаться от участков с нетронутым почвенным слоем. Кстати, исследования АО «НАК «Казатомпром» свидетельствуют, что и в недрах уже через 7–12 лет природная среда полностью восстанавливается. В настоящее время СП «Инкай» открыло специальный счет, на котором аккумулируются целевые средства, предназначенные для работ по приведению бывших добычных полигонов в порядок.
Серьезное внимание компания уделяет вопросам радиационной безопасности и охраны труда. В частности, регулярно проводятся тренинги и учения по проверке готовности к чрезвычайным ситуациям, осуществляется контроль над источниками радиации, а также продолжается разработка единой системы охраны труда (ОТ), техники безопасности (ТБ) и охраны окружающей среды (ООС), в которой намечено отразить зарубежный опыт с учетом требований казахстанского законодательства. Кроме того, в СП внедрена система Change control для обеспечения безопасности при проведении новых видов работ.
С момента запуска проекта и до настоящего времени на месторождении Инкай не зафиксировано ни одного случая с разливом химических веществ, о котором необходимо было бы проинформировать компетентные органы республики.
Опасные вещества, используемые в процессе подземного выщелачивания, складируются и перевозятся в полном соответствии с утвержденными санитарными нормами. А программа мониторинга грунтовых вод и земной поверхности гарантирует защиту экологии.
Еще восемь лет назад СП «Инкай» первым в семействе Cameco прошло сертификацию согласно нормам BSI OHSAS:18001 и ISO 14001: 2004 – международных стандартов по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды. Сертификаты были получены СП «Инкай» по результатам проверки деятельности СП и состояния его производственных мощностей, осуществленной представительством компании Moody International. Сертифицирующей организацией выступила Служба аккредитации Великобритании (United Kingdom Accreditation Service).
– Как известно, в отличие от СП «Инкай», возглавляемое вами ТОО не является недропользователем, а следовательно не несет каких-либо контрактных обязательств по корпоративной социальной ответственности. Между тем и у СП, и у ТОО «Cameco Kazakhstan» имеются свои, причем довольно затратные программы социального партнерства. Что это за «парад неслыханной щедрости»?
– Никакого парада, лишь забота об устойчивом развитии наших предприятий. Ибо невозможно вести успешный бизнес в регионах, где, к примеру, отсутствуют нормальные дороги, в загоне учреждения культуры, здравоохранения, образования… Полагаю, при таком раскладе очень скоро у прижимистого инвестора возникнут большие проблемы и с местной властью и, что самое опасное – с местным населением… Люди должны быть убеждены, что зарубежные инвестиции реально работают на их регион.
Так, в рамках контрактных обязательств, а также по собственной инициативе СП «Инкай» осуществляет поддержку социальной сферы поселка Тайконур и Сузакского района в целом. Значительная финансовая помощь направляется на развитие образования. Средняя школа им. Толегена Момбекова, расположенная в поселке, получила возможность доступа в Интернет посредством спутниковой связи. Ранее СП «Инкай» обеспечило школу компьютерами, оргтехникой и спортивным инвентарем, подарило автомобиль «Нива», а также стало постоянным спонсором школьных ремонтов.
СП впервые в отрасли создало корпоративный фонд «Демур», который за время своего существования с 2006 по 2010 год реализовал в поселке Тайконур различные социальные проекты на общую сумму в 3 млн. 830 тыс. долларов. Деньги на эти цели выделил соучредитель ТОО «СП «Инкай» – канадская Cameco Corporation.
За счет инвестора были реконструированы водопровод и канализация поселка. Другим актуальным проектом стал капитальный ремонт клуба на 200 мест. После модернизации, оснащенный современной аппаратурой, он превратился в центр культурной жизни поселка. Важным проектом стало и строительство врачебно-медицинского пункта.
Теперь собственно о «Cameco-Казахстан». Вы верно заметили, у нас нет деятельности по недропользованию, следовательно нет и социальных обязательств, но…будучи корпоративным членом, наше ТОО не может остаться в стороне от содействия социально-экономическому развитию региона своей хозяйственной деятельностью. Вот почему мы помогаем студентам из Южного Казахстана, стремящимся получить диплом металлурга или геолога. По возможности спонсируем нужды «Назарбаев Университета». В частности, зимой 2012 года в дар университетской библиотеке мы передали тысячу книг общей стоимостью 31 млн. 600 тыс. тенге. В том числе – многотомные энциклопедии, сборники научных трудов, справочники по космическим технологиям, телекоммуникациям, фотонике и энергосбережению.
Также по собственной инициативе за время своего существования ТОО истратило на благотворительные цели свыше 1,5 млн. долларов. Получателями этой адресной помощи стали многочисленные благотворительные, детские, медицинские, инвалидные и ветеранские организации, а также физические лица. Среди них: детский фонд «Корган», фонд лидеров Казахстана, фонд поддержки ветеранов и малоимущих семей «Ардагер», фонд «80 лет Сузакскому району», организация «СпешиалОлимпикс Казахстан», общество инвалидов Южно-Казахстанской области, общественное объединение ветеранов-геологов, фонд предпринимателей и фермеров Южно-Казахстанской области, Сузакское районное медицинское объединение и другие.