В целом следует отметить, что развитие высоких переделов и производства готовой продукции является основной целью второй индустриальной пятилетки
В программе новой экономической политики «Нурлы жол – Путь в будущее» Президент РК Нурсултан Назарбаев предложил переориентировать бюджетные ассигнования на обеспечение устойчивого развития страны и поддержку тех отраслей, которые способны дать наибольший мультипликативный эффект в плане роста отечественной экономики. К числу таковых с полным правом можно отнести и горно-металлургический комплекс РК. Какие меры государственной поддержки принимаются Правительством страны и отраслевым министерством для стимулирования выпуска металлов? На этот и другие вопросы мы попросили ответить вице-министра по инвестициям и развитию Альберта РАУ.
– Альберт Павлович, сначала о мерах, которые можно назвать классическими: снижение цен на электроэнергию для горно-металлургических компаний, удешевление железнодорожных тарифов и обнуление импортной таможенной пошлины на ввоз горнорудного сырья…
– 6 января текущего года Правительством был утвержден план мероприятий по мерам поддержки промышленных предприятий на 2015 год, в рамках которого Министерством по инвестициям и развитию РК на постоянной основе осуществляет политику господдержки горнорудного и металлургического сегментов казахстанской экономики. Эти меры, как вы верно заметили, касаются введения щадящих тарифов на транспортировку сырья и товарной продукции железнодорожным транспортом, электроэнергию, а также дополнительных мер по развитию отрасли. К примеру, на 15% снижена стоимость электроэнергии для АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат», наполовину подешевели услуги АО «КЕГОК» для АО «Алюминий Казахстана». Решением коллегии ЕЭК отменена импортная таможенная пошлина на свинцовый концентрат для ТОО «Казцинк».
В нынешнем году временные понижающие коэффициенты к тарифу на услуги по передаче электроэнергии предоставлены, в частности для АО «ТНК «Казхром», «Темиртауский электрометаллургический комбинат», ТОО «Таразский металлургический завод», «Tau-Ken Temir». Аналогичные коэффициенты к тарифам на услуги магистральной железнодорожной сети представлены для АО «АрселорМиттал Темиртау», «Алюминий Казахстана», ССГПО и ТОО «BapyMining».
Однако, помимо введения льготных тарифов на железнодорожные перевозки и электроэнергию, в горно-металлургической отрасли имеются и другие проблемные вопросы. Прежде всего, это привлечение инвестиций в разведку полезных ископаемых, внедрение передовых технологий по комплексному извлечению полезных компонентов из рудного сырья, вовлечение в переработку техногенных минеральных образований (ТМО), освоение эффективных методов индустрии редких и редкоземельных металлов, развитие отраслевой науки.
Для обсуждения и принятия решений по проблемным вопросам ГМК создан Совет по горно-металлургической отрасли, геологии и недропользованию по твердым полезным ископаемым при Президенте РК. Правительством Казахстана одобрен комплексный план по развитию горно-металлургической промышленности на 2014–2018 годы, направленный на создание качественной и долгосрочной сырьевой базы.Введен комплекс мер по регулированию рынка лома и отходов черных металлов, в том числе – временный запрет на экспорт лома и отходов черных металлов в 2014 году, который продлен до 1 сентября текущего года.
– Экспорт металлов – традиционная специализация республики. В этой связи по-прежнему актуальной остается задача по развитию поставок металлургической продукции крупнейшим потребителям, таким как Китай и Иран. Что сделано на законодательном, налоговом и инфраструктурном уровнях, чтобы помочь Казахстану закрепиться на этих рынках сбыта?
– В 2014 году состоялись официальные визиты казахстанских делегаций в КНР и Иран. Данные рынки являются наиболее перспективными для отечественной металлургической продукции. В ходе встреч были обсуждены различные варианты сотрудничества между нашими странами. В составе делегаций принимали участие представители крупных металлургических предприятий, таких как ERG, ТОО «Корпорация «Казахмыс», АО «АрселорМиттал Темиртау».
Практическим результатом этих визитов следует считать тот факт, что за минувший год казахстанский экспорт в Иран полуфабрикатов из железа увеличился в девять раз (с 16,8 до 153 тыс. тонн), проката плоского из железа в два раза (с 473,2 до 879,5 тыс. тонн). За это же время в полтора раза возрос объем экспортных поставок из Казахстана в Китай руд и медных концентратов.
– Устойчивое экономическое развитие неотделимо от дальнейшего совершенствования системы управления отраслью. По мнению ряда казахстанских экспертов, весьма перспективным в данном отношении видится процесс кластеризации ГМК. Как бы вы оценили это предложение и идею превратить МИР в своеобразный центр горно-металлургического кластера, объединяющего горнорудные, металлургические, специализированные научные и образовательные сегменты?
– В структуре отраслевого министерства имеется Комитет геологии и недропользования, являющийся уполномоченным органом, участвующим в выполнении стратегических функций в сферах государственного геологического изучения, воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального и комплексного использования недр.
Другой комитет – индустриального развития и промышленной безопасности, участвует в выполнении стратегических функций МИР в области индустриального развития страны, в том числе – горно-металлургической отрасли. Подведомственной организацией данного комитета является РГП «Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья РК», обеспечивающее устойчивое развития горно-металлургической отрасли Казахстана посредством создания научных основ, разработки и реализации конкурентоспособных технологий и научного сопровождения государственного регулирования ГМК.В этой связи дополнительную «кластеризацию ГМК» в рамках министерства считаю нецелесообразной.
– Вторая пятилетка индустриализации позиционируется многими как «время выявления и накопления рыночных преимуществ». Одним из таких преимуществ названа отрасль производства редких и редкоземельных элементов. Известно, что существует казахстанская программа развития индустрии РЗМ. Как бы вы оценили ее итоги?
– В соответствии с пунктом 2 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 17 января «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Правительством РК 26 ноября 2014 года издано постановление «Об утверждении плана развития редкометалльной отрасли горно-металлургического комплекса РК на 2015–2019 годы». Данный план включает в себя 5 разделов, в том числе – законодательно-нормативное обеспечение отрасли; совершенствование государственной системы регулирования; обеспечение минерально-сырьевыми ресурсами; научно-технологическое обеспечение; создание и расширение редкометалльных производств. На эти цели предусмотрено инвестировать 62,7 млрд. тенге. Говорить об итогах этой программы пока преждевременно, поскольку ее реализация еще только начата и продлится до 2019 года. На сегодняшний день в рамках плана исполнены три мероприятия. Прежде всего, проанализировано законодательство в сфере недропользования, касающееся предоставления прав на переработку техногенных минеральных образований. В Восточном Казахстане на базе АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат» осуществлена реконструкция ковочного пресса ПА-1343 на послойную резку губчатого титана. Здесь же завершено строительство завода по выпуску титановых слябов. В целом следует отметить, что развитие высоких переделов и производства готовой продукции является основной целью второй индустриальной пятилетки. В рамках ГП ФИИР-2 черная и цветная металлургия также отнесены к приоритетным секторам промышленности. В ближайшие пять лет государственная политика в развитии черной металлургии будет направлена на реализацию приоритетных направлений по производству высококачественного сырья для получения стали (гранулированный чугун и горячее брикетированное железо), выпуск новых видов стали (трубной, коррозиестойкой, рельсовой и автомобильной). При этом ежегодный выпуск стали предполагается увеличить с 3 млн. до 6 млн. тонн, передельного чугуна с 2,6 млн. до 3 млн. тонн. Нарастить производство труб разного сортамента с 780 тыс. до 1,1 млн. тонн, арматуры с 350 тыс. до 1,1 млн. тонн.
В дальнейших планах – осуществление ряда крупных инвестиционных проектов. К примеру – расширение мощностей ТОО «Актауский литейный завод» до уровня ежегодной производительности 600 тыс. тонн стальной продукции, создание в Алматинской области производства по выпуску передельного чугуна мощностью 400 тыс. тонн в год, а в Алматы – трубопрокатного завода ежегодной производительностью 230 тыс. тонн труб. Также в среднесрочной перспективе намечено приступить к строительству горно-металлургического комбината в Южно-Казахстанской области. Что касается цветной металлургии, здесь намечено наладить производство титановых слябов мощностью 5,8 тыс. тонн, товарного ферроникеля производительностью 40 тыс. тонн, алюминиевых дисков для легковых автомобилей – до 360 тыс. штук в год. В ближайшее пятилетие будет увеличен выпуск базовых металлов: меди, золота, титана, алюминия и объемы производства изделий из них, в частности катанки, проволоки, профилей, фольги и товарной номенклатуры для смежных отраслей.
Так, компания «KAZ Minerals plc.», созданная на основе части активов ТОО «Корпорация «Казахмыс», продолжит реализацию проектов по освоению месторождений Бозшаколь (2015 год) и Актогай (2016 год). В Павлодарской области будет развиваться производство готовых металлических изделий из первичного алюминия (строительство завода по производству алюминиевых дисков мощностью 360 тыс. штук в год, ТОО «Altech»). Прорабатывается вопрос по строительству на месторождении кобальт-никелевых руд Горностаевское металлургического комбината мощностью 40 тыс. тонн товарного ферроникеля. В Алматинской области планируется строительство завода ТОО «Aluminium of Kazakhstan» по выпуску алюминиевых профилей производительностью 12 тыс. тонн в год.
– Роль государства как производственно-экономического регулятора состоит, прежде всего, в поощрении отечественных товаропроизводителей, но как соблюсти баланс государственных и частных интересов? В минувшем году бывшим МИНТ было инициировано два запрета – на вывоз черного металлолома и золотосодержащего сырья. Обе инициативы встретили неоднозначное отношение. Можно ли сегодня с конкретными цифрами в руках утверждать, что они пошли на пользу ГМК в частности и отечественной экономике в целом?
– Да, действительно, изначально принятые запреты на вывоз черного металлолома и золотосодержащего сырья были встречены неоднозначно. Однако сейчас мы наблюдаем некоторую положительную динамику, которую я постараюсь объяснить в цифрах.
Сначала – о золоте. В 2011 году в Казахстане было произведено 33,6 тонны необработанного золота, из которых 28,3 тонны было экспортировано в Западную Европу, в частности в Швейцарию, Италию и Германию. Тогда как Национальным банком Республики Казахстан было закуплено лишь 5,3 тонны золота.
В 2014 году, когда впервые был введен запрет на вывоз золота, было произведено 49,2 тонны необработанного золота, в том числе 27,3 тонны аффинированного, которое полностью было приобретено Национальным банком страны, лишь 8,24 тонны необработанного золота было вывезено в Российскую Федерацию. Ведь запрет на экспорт не распространяется на страны Евразийского экономического союза.
Введение запрета на вывоз лома и отходов черных металлов также дал свой положительный эффект. Однако в связи с неблагоприятной мировой конъектурой динамика роста по сравнению с золотом оказалась слабее, но, тем не менее, положительная! Несмотря на мировое снижение спроса на продукцию черной металлургии и избыточное ее перепроизводство предприятиями соседней Китайской Народной Республики благодаря стабильной обеспеченности сырьем, все наши крупные металлургические предприятия черной металлургии завершили 2014 год с положительными показателями. И факт этот оправдывает все запреты!
«Горно-металлургическая промышленность», Фарид Юмашев