«От золотой идеи к прибыльным стартапам»
Казахстану важно организовать производства высокотехнологичной металлургической наукоемкой продукции
Инновации стали чудом, которое превращает экономические росточки в могучее дерево передового производства. О том, как идеи становятся стартапами в казахстанской металлургии, рассказал заместитель председателя правления АО «Национальное агентство по технологическому развитию» (НАТР) Таир Чокин.
– Таир Канатович, одним из условий повышения конкурентоспособности экспортоориентированных производств и сокращения инновационного отставания стал свободный трансферт технологий и их внедрение. Какую помощь предприятиям ГМК оказывает агентство, обладающее статусом национального оператора по предоставлению инновационных грантов?
– Мы предоставляем три вида грантов: софинансирование индустриально-инновационных проектов, технологическое развитие отраслей, коммерциализацию технологий.
В дополнение к грантовой программе агентство оказывает услуги по трансферту технологий, то есть подыскивает эффективные технологии и партнеров по запросам предприятий, причем на безвозмездной основе.
Для развития трансферта технологий НАТР подписало соглашения об информационном и деловом сотрудничестве с крупнейшими международными сетями трансферта технологий.
– С какой целью в прошлом году в Программу инновационных грантов были внедрены новые инструменты?
– Для технологической экспертизы заявок введены технологический аудит и патентные исследования, что позволило нам объективно определять актуальность предлагаемых технологий, их техническую реализуемость на предприятиях-заявителях и влияние на развитие приоритетных отраслей экономики.
Мы ужесточили требования к заявителям. К примеру, изменили требуемый конечный результат финансирования. Если раньше не имело значения, будут ли внедрены итоги исследований в промышленность, то сейчас обязательным стал экономический эффект (увеличение доходности, снижение затрат на производство). Еще одно новое условие – доходы заявителей за три года должны перекрыть стоимость проекта. Это позволит снизить риски провала проектов.
Теперь программа больше ориентирована на трансферт передовых технологий. Если в предыдущие годы на каждую заявку на трансферт приходилось почти 4 заявки на коммерциализацию, то в 2017-м пропорция уменьшилась до 1 к 1,4.
– Таир Канатович, не было ли в агентстве опасений, что по программе не поступит достаточного количества заявок?
– Были, чего уж скрывать. Однако количество поступивших заявок превзошло наши прогнозы. Бизнесу новый формат оказался приемлемым.
– Какие же причины, по Вашему мнению, сдерживают технологическое развитие предприятий ГМК? Какие меры могли бы изменить эту ситуацию?
– Одна из них – проблема восполнения минерально-сырьевой базы и связанные с нею снижение качества и объемов сырья для металлургических производств.
Устаревшая техника, оборудование и технологии на большинстве предприятий отрасли не соответствуют современным требованиям экологии, экономики и комплексного использования сырья. Более 80% предприятий обрабатывающей промышленности характеризуется невысокой степенью автоматизации и проникновением цифровых технологий.
Степень износа основных средств в среднем по отрасли составляет 50%, что негативно сказывается и на диверсификации производства. Предприятия отрасли по-прежнему экспортируют более 80% своей продукции на внешние рынки в виде продукции первого и второго переделов.
Риск экономической зависимости Казахстана от поставок готовой металлопродукции более высоких переделов из года в год растет.
Для ликвидации этих пробелов нужно стимулировать компании к расширению инвестиционной деятельности, модернизации производства, внедрению передовых технологий и выпуску продукции высоких пределов. Государство должно определить свою роль в технологической модернизации отечественной металлургии.
Пришло время активизировать диверсификацию производств, особенно в цветной металлургии, развивать специализированные экономические и индустриальные зоны.
– То есть нашим предприятиям следует переориентировать свои инвестиции на модернизацию и техническое перевооружение, повышение качества продукции?
– Да, поскольку Казахстану важно организовать производства высокотехнологичной металлургической наукоемкой продукции. При этом на начальном этапе при отсутствии спроса на внутреннем рынке государство должно содействовать экспорту. За это время должны быть созданы условия для обеспечения потребления высокотехнологичной продукции на внутреннем рынке, вплоть до организации такого предприятия-потребителя.
Следует предусмотреть ограничение на вывоз сырья и полуфабрикатов путем введения дифференцированных экспортных пошлин, в том числе в зависимости от глубины их переработки, для создания в стране наукоемких производств.
Высокая энергоемкость отечественной продукции – еще одна проблема, но вполне разрешимая. Как свидетельствует анализ развития отрасли, предприятиями республики накоплен практический опыт в этом направлении, однако он требует проведения качественных опытно-промышленных исследований различной стадии.
Следующий аспект устойчивого развития горнодобывающего комплекса – развитие транспортно-логистической системы страны, которая обеспечит доступ к месторождениям и повысит их рентабельность.
– Эксперты отмечают сохраняющийся разрыв в инновационных возможностях казахстанских предприятий и вялые темпы проведения научных исследований (НИОКР). В мировом рейтинге финансирования инноваций и НИОКР Казахстан находится на низком уровне (0,14% от ВВП). И даже эти затраты в основном лишь поддерживают НИОКР?
– Важно создать систему коммерциализации результатов научно-технической деятельности в виде мер стимулирования, инфраструктуры, инструментов поддержки.
Сейчас, когда принят курс на инновационное развитие ГМК Казахстана, на первый план выходят качественное горное научно-техническое обеспечение процессов добычи, развитие тесной связи отечественной науки с производством, технологическое развитие.
Существующие в Казахстане технологии производства цветных и черных металлов не в полной мере соответствуют современным требованиям экологии, экономики и комплексного использования минерального сырья.
К 2022 году предполагается становление высокопроизводительной индустрии с широким применением системы принятия решений преимущественно на основе анализа больших данных.
Создание условий для стимулирования цифровизации промышленности позволит повысить ее конкурентоспособность за счет улучшения контроля производственных процессов, сокращения потерь, снижения себестоимости продукции, увеличения производительности труда, повышения эффективности и безопасности производства и другое.
Со своей стороны агентство будет поддерживать технологическое развитие предприятий посредством предоставления инновационных грантов, а также содействовать в поиске и продвижении инновационных технологий.
– Таир Канатович, насколько, по Вашему мнению, эффективна система поиска передовых технологий и проведения НИОКР предприятиями сектора?
– Инновационная активность предприятий в Казахстане находится на низком уровне: 9,3%, по данным 2016 года, против 57% в Швеции, или 70% в Германии и Австрии. В основном она выражается в покупке новых технологий в форме техники и оборудования, главным образом из-за рубежа.
В настоящее время казахстанские промышленные предприятия не стремятся заниматься НИОКР самостоятельно и не склонны вкладывать деньги в приобретение продукции НИОКР. Они предпочитают проекты «под ключ», когда технологические решения уже воплощены в импортной технике и оборудовании.
– Расскажите как меняется динамика обращений за грантами в приоритетных для металлургии направлениях?
– С 2013 по 2017 год наблюдается положительная динамика в части подачи заявок на гранты. Увеличилось и число активных регионов, участвующих в заявочной кампании агентства. С 2011 по 2017 год агентство заключило 32 договора о предоставлении инновационных грантов по направлению «Прогрессивные технологии в ГМК» по различным видам грантов. Грантополучателями являются как компании, так и представители научной среды. В настоящее время шесть проектов находятся на стадии реализации, три – по разным причинам расторгнуты. По остальным работы выполнены.
Мы поддержали проект ученых Научно-исследовательского института математики и механики Казахского национального университета им. аль-Фараби, которые разработали программное обеспечение для расчета оптимальных регламентов работы скважин на урановых месторождениях. Оно позволяет анализировать физико-химические параметры извлечения минерала, значительно повысить степень извлечения урана, сократить время выработки пласта и управлять режимами работы скважин.
Грант получила новая технология прогнозирования и поиска золоторудных и редкометалльных объектов. Ее разработали ученые Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева и применили для поиска новых рудных объектов на флангах и глубоких горизонтах в крупном Восточно-Казахстанском золоторудном поясе.
В целом международные эксперты отмечают укрепление сотрудничества казахстанских университетов и бизнеса в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которое способно ускорить продвижение инноваций в обрабатывающем секторе. Правда, все барьеры для входа на рынок новейших технологий не сняты, да и многие наши компании еще не готовы их внедрять.
Марина Демченко