Добывающий сектор экономики был и остается одной из опорных отраслей для государств с энергетическим потенциалом. И от того, насколько урегулированы вопросы недропользования, зависит благосостояние общества. Не случайно аспекты надлежащего регулирования этой сферы нашли отражение в задачах, поставленных Главой государства на открытии первой сессии Парламента 6-го созыва и в Послании народу Казахстана 2017 года, а также в 74-м и 75-м шагах Плана нации. В связи с этим идет разработка нового Кодекса о недрах и недропользовании, о чем наш разговор с членом рабочей группы по законопроекту, депутатом Мажилиса Парламента РК Галиной Баймахановой.
– Галина Александровна, в Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года Президент Нурсултан Назарбаев поручил до конца года обеспечить принятие нового Кодекса о недрах. В частности, Глава государства поставил вопрос расширения минерально-сырьевой базы, активного проведения геологоразведки. Вы возглавляете Ассоциацию производственных геологических организаций и с проблемами геологов знакомы не понаслышке. Как изменилась за последнее время ситуация в геологоразведке и каким образом, по Вашему мнению, Кодекс о недрах может способствовать ее улучшению?
– В последнее время у геологов появилась надежда, что ситуация в отрасли начинает меняться в лучшую сторону. Но, к сожалению, накопившиеся проблемы решаются очень медленно. По качеству геологической информации Казахстан сегодня занимает 114е место из 122 стран. Это яркий показатель состояния геологической изученности, и пока он не улучшится, у нас не появятся привлекательные объекты для инвестирования в недропользование. Постоянное недофинансирование работ по государственному геологическому изучению недр Казахстана, разрозненность отдельных составляющих отрасли, нарушение основных принципов планирования и проектирования работ, отсутствие современной инфраструктуры отрасли: сертифицированных лабораторий, камне и кернохранилищ, оснащенных высокоточными приборами и оборудованием лабораторий научноприкладных испытаний и исследований – это только малая часть того, что необходимо кардинально менять. Сегодня также нет национальных стандартов, нормативно-инструктивных материалов и научно-методического сопровождения работ сервисных геологических компаний. Предприятия отрасли полностью зависят от импорта технологий, техники и оборудования для проведения полного цикла геологоразведочных работ. Информационные технологии в геологических исследованиях применяются точечно. И наконец, ощущается повсеместный дефицит квалифицированных кадров. А мир не стоит на месте. Развивается наука (ведь геология – наукоемкая отрасль), появляются новые технические и информационные возможности и более совершенные методы изучения недр, для внедрения которых необходимы определенные условия, в том числе и законодательные. Надеемся, что принятие кодекса повлечет за собой активную разработку и внедрение новых национальных стандартов в сфере изучения недр и недропользования, что обеспечит необходимые условия и инвестиционную при влекательность.
– Как изменятся подходы к геологическому изучению недр? Какие компании смогут заниматься этим вопросом?
– Геологическое изучение недр требует серьезной информационной базы, которая составляет фонд геологической информации. Сегодня, в век информационных технологий, наш солидный, но не переведенный в цифровой формат и слабо обновляемый геологический фонд требует не только хороших вложений, но и существенной управленческой модернизации. Облегчение доступа к геологической информации и к информации сферы недропользования путем законодательного исключения многих административных барьеров даст свой эффект в виде притока профессионалов, уставших от устаревшей системы управления отраслью. Кодекс, по сути, формирует новые рыночные от ношения в сфере изучения недр и должен обеспечить приход на рынок сервисных геологических услуг так называемых юниорских компаний. Юниорской считается геологоразведочная компания, желающая взять территорию для геологического изучения за счет собственных средств. В такого типа компаниях ставка делается на высокие технологии и современные методы исследований, в том числе аналитические. В случае обнаружения месторождения полезных ископаемых такая компания имеет приоритетное право на получение лицензии на добычу. Она может самостоятельно заниматься разработкой месторождения или привлечь инвестора, передав, вернее, продав ему полученную достоверную информацию. Открытой становится информация о недропользователях, условиях недропользования и конечных бенефициарах – лицах и государствах, прямо или косвенно контролирующих недропользователя. Переход с контрактной системы на лицензионную по геологическому изучению, разведке и добыче твердых полезных ископаемых, использованию пространства недр, старательству устранит многие административные препоны доступа к недропользованию и позволит создать конкурентную среду в этой сфере. Контрактный режим останется лишь в отношении углеводородов и урана.
– Один из актуальных вопросов для предприятий – переработка отходов, в частности техногенных минеральных образований (ТМО). В проекте Кодекса о недрах заложены нормы о передаче государственных ТМО, заскладированных до 1992 года, в собственность предприятий. Считаете ли Вы, что данная норма поможет решить застарелую проблему и снизить экологическую нагрузку?
– Да, я с вами полностью согласна относительно актуальности вопроса переработки техногенных минеральных образований. Но ведь процесс извлечения полезных компонентов из ТМО– это не добыча, а переработка уже из влеченного из недр минерального сырья с уже уплаченным за него налогом на добычу. Процесс же переработки ТМО регулируется другими законами. В проекте Кодекса разработчики дали общие понятия и классификацию ТМО, определили право собственности на них с правом владения, пользования и распоряжения, отдельно прописав их отчуждение третьим лицам без изъятия участка размещения ТМО. Акцент при этом сделан на то, что все эти операции возможны в срок действия лицензии. Активный недропользователь найдет применение отходам. Это лишь первый шаг в урегулировании проблемы. Главное, что он сделан. – Наравне с Кодексом о недрах и недропользовании разрабатывается проект Налогового кодекса. Позволяют ли нововведения в налогообложении в сфере недропользования сохранить баланс интересов государства и инвесторов? Повышается ли при этом инвестиционная привлекательность геологической отрасли?
– Надо отдать должное разработчикам Налогового кодекса, они сделали много, сохранив при этом объем налоговых поступлений в государственный бюджет. Наконец убран из законодательства одиозный бонус коммерческого обнаружения, вызывавший непонимание инвесторов и судебные разборки отечественных недропользователей, особенно когда его начисляли на стадии еще не завершенной геологоразведки. Вообще, геологоразведку постарались максимально освободить от многих обязательных платежей, сохранив подписной бонус и введя арендные платежи за взятую к изучению территорию. Эти меры принимаются в связи с необходимостью стимулирования в Казахстане геологоразведки – задачи, поставленной Президентом. Налоговый кодекс решает и многие вопросы нашего горно-металлургического комплекса (ГМК). Ведь только в 2016 году в сфере добычи металлургических руд налоговая нагрузка (отношение суммы налогов и платежей к прибыли до налогообложения) составила 66,2% в сфере добычи руд и 37,3% – в металлургии. При этом данные показатели не учитывают расходы предприятий на социальное развитие и местную инфраструктуру, обучение кадров и НИОКР, которые также законодательно закреплены в Казахстане в качестве обязательных платежей предприятий ГМК. Показатели налоговой нагрузки ГМК Казахстана являются одними из самых высоких в мире. Проектом Налогового кодекса предусмотрена отмена НСП в отношении недропользователей горнорудной отрасли. Фактически на сегодня в сфере горнорудной отрасли плательщиками НСП являются только предприятия угольной промышленности, в связи с чем принято решение в проекте Налогового кодекса одновременно с отменой НСП увеличить ставку рентного налога на уголь более чем в 2 раза – с 2,1 до 4,7%, чтобы не допустить потерь бюджета (около 8 миллиардов тенге в год). Следует отметить, что нигде в мире НСП не применяется в отношении твердых полезных ископаемых, соответственно, горнорудная отрасль Казахстана находится в менее конкурентных условиях по сравнению с основными зарубежными производителями. В результате НСП сдерживал приток инвестиций в отрасль и делал недропользование в ГМК для иностранных инвесторов не привлекательным и даже рискованным. Более того, в сложившейся в республике системе налогообложения НСП не стимулировал недропользователя оптимизировать свои затраты, в том числе ценой отказа от внедрения инноваций и новых технологий, направленных на повышение производительности труда и снижение себестоимости производимой продукции. Таким образом, считаем, что изменения, предусмотренные в проекте Налогового кодекса, будут способствовать переносу налоговой нагрузки с этапа геологоразведки на этап добычи при сохранении общего баланса. Это станет существенным стимулом для развития в Казахстане геологической отрасли, которая на сегодня находится в плачевном состоянии.
– Как Вы смотрите на то, что вновь пришедшим инвесторам создаются более благоприятные условия, чем действующим предприятиям? Не породит ли, на Ваш взгляд, это почву для спекуляций со стороны новых недропользователей, которые будут получать доступ к недрам в облегченном режиме?
– Облегченного режима в недропользовании нет в принципе, так как это сфера высоких рисков. Самые благоприятные условия были на заре независимости, когда в стране было множество хорошо подготовленных к освоению месторождений с достоверными запасами, разработанными технологиями добычи и переработки. На них как раз и базируются наши крупные предприятия ГМК. На них и легла основная налоговая нагрузка и выплаты по другим контрактным обязательствам по социальной сфере, инфраструктуре, науке, обучению и другим. Сейчас банк таких объектов исчерпан, и требуются значительные вложения в изучение недр, выявление месторождений и их подготовку к освоению. Следовательно, риски инвесторов вырос ли многократно, поэтому новым законодательством предусмотрены определенные стимулы. Как для страны, так и для инвесторов важным является стабильность условий недропользования, а в правоприменительной практике – стабильность контрактных условий. Так как закон обратной силы не имеет, то кон тракты, заключенные до введения новых кодексов в действие, будут продолжать работать до их завершения. В них при необходимости также можно вносить изменения и дополнения.
– В 74-м шаге Плана нации ставится задача по повышению прозрачности и предсказуемости сферы недропользования через внедрение международной системы стандартов отчетности по запасам полезных ископаемых CRIRSCO. Как будет осуществляться переход на новую систему?
– В июне 2016 года Казахстан стал членом международного комитета CRIRSCO, что повлекло необходимость разработки и внедрения в практику геологического изучения недр принципиально иных механизмов. В соответствии с требованиями CRIRSCO в Казахстане создано объединение юридических лиц «Казахстанская ассоциация публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и минеральных запасах» (KAZRC), а также общественное объединение «Профессиональное объединение независимых экспертов в недропользовании» (ПОНЭН). Эти две организации являются независимыми и работают со гласно требованиям Комитета по международным стандартам отчетности по минеральным ресурсам и запасам CRIRSCO. Членами этих организаций разработаны и утверждены следующие документы: Кодекс стандартов публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и минеральных запасах (Кодекс KAZRC); Руководство по гармонизации стандартов отчетности Казахстана с международными стандартами по системе CRIRSCO; Кодекс «Профессиональная эти ка эксперта»; «Порядок привлечения независимых экспертов и экспертных групп, проведение независимой экспертизы недр и оплата их услуг». Этими документами создается почва для внедрения новых норм. Ведется работа по обоснованию передачи государственных функций по разработке стандартов и классификации ресурсов и запасов, а также проведения экспертизы оценки ресурсов и запасов созданным саморегулируемым организациям. KAZRC совместно с ПОНЭН и другими организациями проводится обучение казахстанских специалистов по составлению и аудиту геологической отчетности по ресурсам и запасам в соответствии со стандартами KAZRC (CRIRSCO) с целью подготовки отечественных компетентных лиц. Именно они являются профессиональным звеном, которое будет обеспечивать внедрение принципов прозрачности, компетентности и предсказуемости операций по недропользованию и достоверности их результатов. Переход нефтегазовой отрасли на международные стандарты публичной отчетности SPEPRMS, учитывая всю сложность и неоднозначность этого процесса, будет осуществляться позже (с 2021 до 2026 года). Следует признать, что кардинально изменить ситуацию в геологической отрасли можно только в результате принятия комплексных мер, главными из которых являются квалифицированные кадры, стабильное финансирование и развитие технологий. Но начинать надо с изменения законодательства. Считаем, что внедрение национальных стандартов, соответствующих международной системе стандартов отчетности, позволит сферу недропользования сделать понятной и привлекательной для инвесторов. Новые правовые механизмы, заложенные в кодексах, обеспечат грамотное, высокотехнологичное и эффективное использование ресурсов недр с учетом индустриального и социально-экономического развития страны сегодня и в будущем. Это, без условно, благоприятно скажется на развитии геологической отрасли, а Казахстан упрочит свою специализацию как полноправный участник не только мирового рынка минерального сырья, но и как надежный партнер в проведении совместных научных высокотехнологичных и высокоинтеллектуальных геологических исследований и геологоразведочных работ. Надеемся, что новое поколение геологов будет свободно выбирать сферу приложения своих сил. Главное, чтобы эти силы были!
«Казахстанская правда» Лаура Тусупбекова
http://www.kazpravda.kz/media/upload/61/2017/10/23/700d76ac57817163a63b4d71ea91a304.pdf